Семинары и конференции 2017
Предельные фиксированные цены на лек. средс.
Спортивная медицина
Мед.товары на экспорт
Новости
Полезные статьи
Будь здоров!
Объявления
Отзывы и пожелания
Медицинские печатные издания
Вход в личный кабинет
Логин:
Пароль:
24.01.2013

Все дело в табаке

Публикации  »  Публикации  »  Полезные статьи

ВСЕ ДЕЛО В ТАБАКЕ

Табак – уникальный продукт растительного происхождения, полезные свойства которого до сих пор не доказаны. Еще несколько тысяч лет назад он вошел в жизнь человека и до сих пор считается самой неискоренимой вредной привычкой людей.

Несколько тысяч лет – это действительно не преувеличение: в городе  Уаксатун — Гватемала найден сосуд, где изображены майя, курящие сигары. Европейцы же увидели впервые табак благодаря Колумбу. С тех пор вся Европа, а затем и весь мир «закурили». Век спустя после открытия Америки табак уже выращивался в Бельгии, Испании, Италии, Швейцарии и Англии. Благодаря торговле табак проник в Азию и Сибирь.

Правда, недолго Европа радовалась «табачному» открытию. Уже к концу XVII века в Европе активизировалось «антитабачное движение». Особенно много упреков на поклонников табака сыпалось со стороны церкви, да и ученые начали интересоваться последствиями курения табака для здоровья.

Но еще тогда на заре антитабачного движения картина мало, чем отличалась от сегодняшней: любые попытки европейских монархов того времени ограничить ввоз или культивирование табака приводили к расцвету контрабанды и черного рынка. Ярыми противниками табакокурения были английский король Джеймс I и кардинал Ришелье, которые впервые ввели в своих странах пошлину на ввоз табака. В Турции решили рублем не наказывать, а последовали методу экзекуции: курильщиков подвергали телесным наказаниям, позорным церемониям и даже приговаривали к смертной казни. В Японии за курение можно было угодить в тюрьму, а в России - подвергнуться пыткам и увечьям.

Однако все запреты и увещевания как не помогли искоренить табакокурение тогда, так не помогают и сегодня, хотя каждому человеку с раннего детства известно, что "курение опасно для здоровья".

«Трубка мира», ставшая символом союза Старого и Нового света, завоевала весь мир. Начал действовать простейший закон спроса и предложения. Уже в 1620 году в Севилье была построена первая в мире фабрика по переработке табака - так началась эра сигарет. Европейские бедняки собирали окурки сигар, измельчали их и закатывали в тонкую бумажку для перепродажи. В 1860 году начато промышленное производство сигарет. В 1913 году появились первые современные сигареты: американская компания RJ Reynolds впервые выпустила знаменитые сигареты «Camel».

На сегодняшний день табачную продукцию производят в 130 странах мира, причем бесспорным лидером является Китай, занимая около 30% мирового рынка. Что касается объемов мирового производства, то в 2000-е годы этот показатель составлял около 7 млн. тонн табачной продукции в год. За последние годы эта цифра практически не изменилась.

В Узбекистане за последние 5 лет динамика производства табачной продукции менялась. По данным Государственного комитета РУз по статистике в 2008 году производство сигарет составляло 10 461млрд. штук. В 2009 году этот показатель вырос до 12 747 млрд. штук в год. Пик пришелся на 2010 год, когда объемы производства достигли 13 949 млрд. штук в год. В 2011 году показатели начали снижаться: 11 862,7 млрд. штук в год. Отчасти это можно объяснить мерами, направленными на ограничение, а затем и запрет на рекламу алкогольной и табачной продукции. В 2012 году объемы производства еще более снизились по сравнению с предыдущим: за период с января по июнь  было произведено 4 688 млрд. сигарет. Тенденцию снижения производства можно объяснить и тем, что табачный рынок Узбекистана монополизирован. Из-за отсутствия здоровой конкуренции на рынке качество продукции УзБАТа постепенно снизилось. В связи с этим потребитель стал отдавать предпочтение маркам сигарет иностранных производителей.

Однако следует отметить, что государство лоббирует интересы отечественного производителя путем установления разных акцизных ставок: $7,5 за 1000 единиц табачной продукции для отечественного производителя и $18,2 для импортеров. По замыслу акцизная политика направлена: во-первых, на сокращение числа курильщиков вследствие удорожания табачной продукции, во-вторых, сокращение производства и, в-третьих, уменьшение контрабандных и контрафактных товаров на рынке. Однако акцизная политика должна быть взвешенной, поскольку завышенные акцизные ставки приводят к прямо противоположным результатам. Резкое удорожание табачной продукции провоцирует, в свою очередь, развитие нелегальной торговли, рост контрабанды и контрафакта, переход потребителей к более дешевой продукции сомнительного качества.

Таких примеров в мировой практике последних лет масса. К примеру, в 2011 году в Болгарии резко возросли акцизные ставки. Одна из целей резкого повышения – обогащение госбюджета. Но результат оказался обратным: из-за роста нелегального рынка, бюджет этой страны стал получать меньше акцизных поступлений, чем получал до их повышения. Другой яркий пример – ситуация в Сингапуре: общий объем производства, источника официальных налоговых поступлений в бюджет, упал на 43%: с 3,2 млрд. в 2000г. до 1,8 млрд. сигарет в 2006г. Однако благодаря мерам по удержанию акциза на одном уровне, легальная  индустрия выросла до производства 2,4 млрд. сигарет в 2009г. В то же время поток изъятых нелегальных сигарет на сингапурской таможне вырос с 8 млн. (2000г.) до 106 млн. сигарет (2006г.) Но после стабилизации акцизов в 2009г. он уменьшился на 45% до 58 млн. сигарет.

Рассматривая акцизную политику в Узбекистане можно сказать, что она достаточно сбалансированная, позволяющая удерживать ценовой диапазон табачных изделий от 500 до 2800 сумов, что очень важно с точки зрения покупательской способности.

О важности этого параметра можно судить по данным исследования, опубликованного «Оксфорд Экономикс», где говорится, что снижение покупательской способности отражается на уровне нелегальной торговли в стране. Уровень покупательской способности, превышающий 1.0%, заставляет потребителей искать более дешевый (незаконный) продукт. Свыше 1.5% – критическая зона, где можно ожидать очень высокий уровень незаконной торговли вне зависимости от экономической ситуации в стране.

Тем временем, Узбекистан является объектом ввоза контрабандных сигарет, впрочем, как и любая другая страна мира. По данным Государственного Таможенного Комитета РУз, за период с 2008 года по 30 июня 2012 года работниками ГТК было выявлено 2424 нарушений и предотвращен незаконный ввоз 2,7 млн. табачных изделий, на общую сумму 3,7 млрд. сум.

В структуре ввоза контрабанды преобладают популярные марки сигарет, таких как «Parliament», «American Legend»,  «Pall Mall»,  «Pine»,  «Bond»,  «Winston», «Alliance», «Тройка»,  «Оптима»,  «Донской табак», «Pleasure», «L&D», «Chesterfield», «Астра», «Прима», «Классик», «Esse», «Петр I». В основном, контрабанда поступает к нам из стран ближнего зарубежья, из Российской Федерации и Казахстана.

Меры, предпринимаемые нашим государством по борьбе с курением, сводятся к трем основным пунктам: запрету на рекламу, запрету на употребление в общественных местах и ограничение на продажу табачных изделий. И если два первых пункта никаких сомнений не вызывают и с этим все понятно, то третий  уже становится предметом споров.

История и опыт многих стран свидетельствует о малой эффективности запретов и ограничений на продажу, достаточно вспомнить знаменитые «сухие» законы, в том числе и в бывшем Союзе, негативные последствия которых широко известны. Развитые страны пошли по другому пути. Не ограничивая продажу табачных изделий, резко ограничили употребление табака в сочетании с профилактическими мерами.

В нашем случае сталкиваются интересы бюджета государства, бизнеса и потребителей с одной стороны, и здравоохранения, с другой. Оздоровление нации все-таки это одна из приоритетных задач государства и в выигрыше будет здравоохранение – меньше затрат на оздоровительные программы. Но бюджет и бизнес терять доходы будут однозначно.

Несложно предсказать к чему может привести ограничение в торговле табачными изделиями. Расцвет нелегальной торговли и контрабанды, при этом огромные  суммы будут оседать в карманах нелегальных торговцев, минуя бюджет. И что самое печальное, с ростом незаконной торговли, будет расцветать коррупция.

Так по какому пути лучше идти? Как представляется, самым оптимальным решением, будет путь не ограничения продаж, а ужесточения запретов употребления табака в общественных местах. Одновременно с этим, необходима разработка специальных постоянно действующих программ по профилактике и борьбе с курением, начиная с детских лет. Ведь не секрет, что основная масса курящих людей приобщается к табаку именно со школьной скамьи. А вот финансирование этих программ лучше осуществлять за счет части средств от колоссальных прибылей табачного рынка.

При этом надо учитывать, что проблему борьбы с курением одним запретом и одним махом не решить. Для того, чтобы переломить сознание людей о необходимости здорового образа жизни потребуются годы кропотливой работы, а может быть даже жизни целого поколения. Человек должен осознанно придти к тому, что ему жизненно важно избавиться от самой вредной привычки, отнимающей время, деньги и самое главное – здоровье.

Максад Джангиров, Евгения Грандэ

www.mezon.uz


Товар сертифицирован. Услуги лицензированы




Теги материала: Курение
Просмотров: 3322
В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.
Гость_
Антибот: Антибот
- Сайт модерируется. Из комментариев удаляются бессмысленные, оскорбительные или не относящиеся к теме обсуждения.
- При написании комментария вы можете использовать теги BB-кода (BBCode).
Список поддерживаемых тегов.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Gorodskidok.uz
Сайт разработан ООО "Norma Hamkor". Все имущественные права на сайт принадлежат ООО "GISinfo".
Адрес: 100105, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Таллимарджон, 1/1
Тел.: (998 71) 283-39-26; факс: (998 71) 283-39-23
E-mail: info@apteka.uz , admin@apteka.uz
Любое копирование материалов сайта возможно только с активной гиперссылкой на www.apteka.uz
Все товары, подлежащие обязательной сертификации, сертифицированы; лицензируемые услуги – лицензированы.
© ООО «GISinfo»; 2013. Все права защищены.