Перед учеными и практиками, занимающимися вопросами управления здравоохранением, всегда встают сложные задачи. Одна из них это теоретически осмыслить, принять и оценить закономерно складывающуюся естественным путем, качественно новую систему профессиональных и экономических взаимоотношений между производителями медицинских услуг (медицинскими работниками, лечебно-профилактическими учреждениями) и потребителями (пациентами, клиентами). Следовательно, отношение врача и пациента на рынке медицинских услуг, приобретают новую значимость в условиях реформирования современного здравоохранения.
Изучение и критическая оценка состояния здоровья и здравоохранения, а также изучение патерналистских отношений было и остаётся самой актуальной проблемой современности любого государство мира, в том числе и Узбекистана.
Было проведено анкетирование врачей и пациентов (II часть исследования) путем социологического опроса "Отношение врачей и пациентов к патерналистской модели в медицине". Субъектами патерналистской модели в медицине выступают врачи и пациенты. Было опрошено 134 врачей различных специальностей работающих в медицинских учреждениях практического здравоохранения г. Ташкента. Из них анкеты 100 врачей были подвергнуты статистической обработке. Возраст опрошенных составил от 27 лет до 60 лет. Все респонденты имели высшее медицинское образование и работали по разным специальностям. Нас интересовало мнение практикующих врачей по поводу патерналистских взаимоотношений между врачом и пациентом.
Исследование показало, что врачи обсуждают с пациентами, преимущественно, основные моменты лечения в 36% случаев, обсуждают те моменты, которые требуют участия пациента, тоже в 36%, обсуждают всегда, в полном объеме в 18% случаев. 9% респондентов, очевидно, вообще не задумываются о полноте обсуждения и удовлетворяются тем, что фиксируют сами факт (табл. 1). Можно заключить, что здесь большинство врачей склонны играть ведущую роль при лечении пациента, независимо от пола, возраста и стажа работы.
Таблица 1
Структура отношений респондентов, по обсуждению проблем имеющих у них (в %)
Наименование обсуждаемого вопроса |
в % |
Обсуждают с пациентами основные моменты лечения |
36,0 |
Обсуждают те моменты, которые требуют участия пациента |
36,0 |
Обсуждают всегда, в полном объеме |
18,0 |
Вообще не обсуждают |
9,0 |
Воздержались ответа |
1,0 |
Итого |
100,0 |
По мнению врачей, большинство пациентов получают информацию от своего лечащего врача (72,0%) в других случаях пациенты получают информацию из средств массовой информации (12,0%), от соседей и друзей (8,0%) (табл. 2).
Таблица 2
Получение информации (в %)
Наименование предписание врача |
в %
|
Пациент должен получать информацию от лечащего врача и неукоснительно выполнять предписания врача |
72,0 |
Пациенты получают информацию из СМИ |
12,0 |
Пациенты получают информацию от соседей и друзей |
8,0 |
Пациенты получают информацию от незнакомых лиц |
5,0 |
Воздержались ответа |
2,0 |
Итого |
100,0
|
Самое интересное, что врачи, демонстрируя патерналистское отношение к пациентам, сами выступают зависимыми персонами в отношениях с вышестоящим начальством. Другими словами, патернализм распространяется "по вертикали" - охотно подчиняя себе пациентов, они сами охотно подчиняются старшим по должности. Очевидно, что патерналистское отношение к пациентам не является чем-то отдельным, а демонстрирует лишь часть общей установки на патернализм как образ профессионального поведения, а, возможно, и образ жизни.
В результате опроса, общая установка на патерналистскую модель была подтверждена, врачи открыто признавались в недоверии к пациентам, и желании доминировать в отношениях с ними. Врачи не сомневались в правильности своих установок. То есть, они были вполне сознательными и демонстрировали принципиально жизненную позицию. Более того, выяснилось, что врачи не хотят иметь дело с компетентными пациентами.
Таблица 3
Отношение лечащих врачей к пациентам, с теми с кем они хотят иметь дело
№
|
Варианты ответов
|
Число ответивших
|
Муж.
|
Жен.
|
Возраст
|
Стаж работы
|
а |
С компетентными интеллектуалами |
- |
- |
- |
- |
- |
б |
С теми, кто хоть что-то знает о медицине |
15 |
6 |
9 |
32-42 |
7-18 |
в |
С теми, кто не обладает медицинскими знаниями, но бережно относится к своему здоровью |
27 |
19 |
8 |
27-50 |
2-26
|
г |
Кто ничего не понимает в медицине |
6 |
4 |
2 |
30-40 |
6-15 |
д |
С теми, кто полностью доверяет врачу |
39 |
27 |
12 |
26-64 |
1-40 |
е |
С теми, кто занимает активную позицию в борьбе с болезнью |
22 |
13 |
9 |
35-59 |
12-36 |
ж |
С теми, кто критически воспринимает указания врача |
- |
- |
- |
- |
- |
з |
Затрудняюсь ответить |
- |
- |
- |
- |
- |
Из этих данных складывается образ пациента, который удовлетворяет врача. Это человек, некомпетентный в медицине, полностью доверяющий врачу и движимый страстным желанием вылечиться, он похож на ребенка, ждущего помощи от старших.
На вопрос преобладают ли в современных отношениях врача и пациента "Экономические соображения", положительно ответили 65,0% респондентов, не всегда - 20,0% опрошенных, и только лишь 5,0% респондентов врачей ответили, нет (рис.1). Эти ответы уместны в современных условиях переходного периода развития общества так, как население Республики Узбекистан недавно перешло на путь развития рыночных отношений. К этой среде привыкнуть населению будет очень трудным.