13 июня, 2019 г. 19:22

Изучение рынка медицинских услуг и поведенческих взаимоотношений между врачом и пациентом (I часть)

Перед учеными и практиками, занимающимися вопросами управления здравоохранением, всегда встают сложные задачи. Одна из них это теоретически осмыслить, принять и оценить закономерно складывающуюся естественным путем, качественно новую систему профессиональных и экономических взаимоотношений между производителями медицинских услуг (медицинскими работниками, лечебно-профилактическими учреждениями) и потребителями (пациентами, клиентами). Следовательно, отношение врача и пациента на рынке медицинских услуг, приобретают новую значимость в условиях реформирования современного здравоохранения.

Изучение и критическая оценка состояния здоровья и здравоохранения, а также изучение патерналистских отношений было и остаётся самой актуальной проблемой современности любого государство мира, в том числе и Узбекистана.

Было проведено анкетирование врачей и пациентов (II часть исследования) путем социологического опроса "Отношение врачей и пациентов к патерналистской модели в медицине". Субъектами патерналистской модели в медицине выступают врачи и пациенты. Было опрошено 134 врачей различных специальностей работающих в медицинских учреждениях практического здравоохранения г. Ташкента. Из них анкеты 100 врачей были подвергнуты статистической обработке. Возраст опрошенных составил от 27 лет до 60 лет. Все респонденты имели высшее медицинское образование и работали по разным специальностям. Нас интересовало мнение практикующих врачей по поводу патерналистских взаимоотношений между врачом и пациентом.

Исследование показало, что врачи обсуждают с пациентами, преимущественно, основные моменты лечения в 36% случаев, обсуждают те моменты, которые требуют участия пациента, тоже в 36%, обсуждают всегда, в полном объеме в 18% случаев. 9% респондентов, очевидно, вообще не задумываются о полноте обсуждения и удовлетворяются тем, что фиксируют сами факт (табл. 1). Можно заключить, что здесь большинство врачей склонны играть ведущую роль при лечении пациента, независимо от пола, возраста и стажа работы.

Таблица 1


Структура отношений респондентов, по обсуждению проблем имеющих у них (в %)


Наименование обсуждаемого вопроса в %
Обсуждают с пациентами основные моменты лечения 36,0
Обсуждают те моменты, которые требуют участия пациента 36,0
Обсуждают всегда, в полном объеме 18,0
Вообще не обсуждают 9,0
Воздержались ответа 1,0
Итого 100,0


По мнению врачей, большинство пациентов получают информацию от своего лечащего врача (72,0%) в других случаях пациенты получают информацию из средств массовой информации (12,0%), от соседей и друзей (8,0%) (табл. 2).

Таблица 2
Получение информации (в %)


Наименование предписание врача в %
Пациент должен получать информацию от лечащего врача и неукоснительно выполнять предписания врача 72,0
Пациенты получают информацию из СМИ 12,0
Пациенты получают информацию от соседей и друзей 8,0
Пациенты получают информацию от незнакомых лиц 5,0
Воздержались ответа 2,0
Итого 100,0


Самое интересное, что врачи, демонстрируя патерналистское отношение к пациентам, сами выступают зависимыми персонами в отношениях с вышестоящим начальством. Другими словами, патернализм распространяется "по вертикали" - охотно подчиняя себе пациентов, они сами охотно подчиняются старшим по должности. Очевидно, что патерналистское отношение к пациентам не является чем-то отдельным, а демонстрирует лишь часть общей установки на патернализм как образ профессионального поведения, а, возможно, и образ жизни.

В результате опроса, общая установка на патерналистскую модель была подтверждена, врачи открыто признавались в недоверии к пациентам, и желании доминировать в отношениях с ними. Врачи не сомневались в правильности своих установок. То есть, они были вполне сознательными и демонстрировали принципиально жизненную позицию. Более того, выяснилось, что врачи не хотят иметь дело с компетентными пациентами.

Таблица 3


Отношение лечащих врачей к пациентам, с теми с кем они хотят иметь дело


Варианты ответов Число ответивших Муж. Жен. Возраст Стаж работы
а С компетентными интеллектуалами - - - - -
б С теми, кто хоть что-то знает о медицине 15 6 9 32-42 7-18
в С теми, кто не обладает медицинскими знаниями, но бережно относится к своему здоровью 27 19 8 27-50 2-26
г Кто ничего не понимает в медицине 6 4 2 30-40 6-15
д С теми, кто полностью доверяет врачу 39 27 12 26-64 1-40
е С теми, кто занимает активную позицию в борьбе с болезнью 22 13 9 35-59 12-36
ж С теми, кто критически воспринимает указания врача - - - - -
з Затрудняюсь ответить - - - - -


Из этих данных складывается образ пациента, который удовлетворяет врача. Это человек, некомпетентный в медицине, полностью доверяющий врачу и движимый страстным желанием вылечиться, он похож на ребенка, ждущего помощи от старших.

На вопрос преобладают ли в современных отношениях врача и пациента "Экономические соображения", положительно ответили 65,0% респондентов, не всегда - 20,0% опрошенных, и только лишь 5,0% респондентов врачей ответили, нет (рис.1). Эти ответы уместны в современных условиях переходного периода развития общества так, как население Республики Узбекистан недавно перешло на путь развития рыночных отношений. К этой среде привыкнуть населению будет очень трудным.



Версия для печати

Ссылка на статью »»


Оставить отзыв
Оценка:
              
Текст отзыва

Ваше имя
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором