13 июня, 2019 г. 19:25

Минздрав ответил на вопросы пользователей

Редакторами Портала OLAM.uz был подготовлен официальный запрос, куда были включены 9 самых часто повторяемых вопросов от пользователей, и отправлен в Министерство.

Предлагаем Вам ознакомиться с ответами, подготовленными специалистами Министерства здравоохранения Узбекистан. Стоит отметить, что ответы в полной мере отвечают заданным вопросам.


1. Какие больные в Узбекистане вправе рассчитывать на бесплатные лекарства? Где можно посмотреть перечень бесплатных лекарств и узнать, где они есть в наличии? Какую помощь оказывает государство в лечении онкологических больных?

- Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №532 от 02.12.1997 г. утвержден Перечень заболеваний и лиц, при амбулаторном лечении которых бесплатно выдаются медикаменты. Согласно ему следующая категория граждан имеет право на бесплатное обеспечение медикаментами:

1. Онкологические болезни.
2. Туберкулез.
3. Лепра.
4. Эндокринологические заболевания
5. Психические заболевания.
6. ВИЧ-инфицированные (СПИД).
7. После операции по протезированию клапана сердца и пересадки органов.
8. Одинокие пенсионеры, нуждающиеся в постороннем уходе.
9. Участники трудового фронта в годы войны 1941 — 1945 годов.
10. Участники и инвалиды войны 1941 — 1945 годов, а также приравненные к ним лица.
11. Инвалиды из числа лиц, принимавших участие в ликвидации аварии на
Чернобыльской АЭС.
12. Воины-интернационалисты.
13. Лица пенсионного возраста, проходившие военную службу на ядерных полигонах
и других радиационно-ядерных объектах.

Обеспечение вышеперечисленных категорий больных бесплатными медикаментами
при амбулаторном лечении производится аптеками на основе льготных (бесплатных) рецептов, которые выписывает врач амбулаторно-поликлинического учреждения строго в соответствии с утвержденными стандартами лечения данного заболевания. Компенсация стоимости лекарств, выданных аптекой бесплатно, осуществляется местными органами или учреждениями здравоохранения согласно договору с аптекой.

Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 10.11.1998 "О Государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан" государством обеспечивается предоставление бесплатного медицинского обслуживания больным с социально значимыми заболеваниями, в число которых входят больные с онкологической патологией. Соответственно обследование и лечение онкологических больных в профильных учреждениях всех уровней системы здравоохранения республики производится бесплатно, включая применение высокотехнологичных вмешательств. Обеспечение необходимыми медикаментами больных онкологического профиля производится за счёт средств государственного бюджета в соответствии с утверждённым списком основных лекарственных средств.

Важно отметить, что со стороны государства проводится большая работа по развитию и укреплению материально-технической базы онкологической службы. Так, с целью совершенствования диагностики и лечения онкологических больных Постановлением Президента Республики Узбекистан 28.11.2011 г. "О мерах по дальнейшему углублению реформирования системы здравоохранения" и Постановлением Кабинета Министров 29.03.2012г. "О мерах по дальнейшему укреплению материально-технической базы и совершенствованию организации деятельности медицинских учреждений" предусмотрено оснащение онкологической службы республики современным высокотехнологичным медицинским оборудованием на общую сумму 38,0 млн. долл. США.

2. В чем минусы и плюсы обязательного медицинского страхования?

- На сегодняшний день в Республике Узбекистан медицинское страхование осуществляется в виде добровольного медицинского страхования в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О страховой деятельности".

Внедрение обязательного медицинского страхования при оказании медицинской помощи имеет ряд преимуществ:

- снятие с государства значительного бремени затрат на здравоохранение;
- создание рынка медицинских услуг и конкуренции среди поставщиков медицинских
услуг;
- демонополизация поставщиков медицинских услуг;
- создание условий (принцип свободного выбора), когда гражданин имеет право выбора врача, больницы.

Адекватное развитие страховой медицины требует определенной социально-экономической основы:

- достаточный уровень доходов населения;
- наличие развитого рынка медицинских услуг;
- психология ценности собственного здоровья;
- развитость информационной инфраструктуры отрасли;
- совершенствование нормативно-правовой базы и многое другое.

Внедрение страховой медицины требует создания также следующих социально-экономической предпосылок:

- макроэкономическая эффективность (суммарная стоимость услуг не превышает приемлемой доли национального бюджета);
- микроэкономическая эффективность (набор услуг должен давать определенное удовлетворение при минимальной их стоимости);
- свобода выбора услуг.

Внедрение страховой медицины в некоторых странах постсоветского пространства, предполагавшая увеличение доли финансирования здравоохранения и обеспечение доступности медицинской помощи для всех слоев населения, привело к разрушению государственной системы финансирования здравоохранения, уменьшению объема государственных гарантий, увеличению бремени затрат на здравоохранение на трудоспособное и работающее население.

Для поэтапного перехода на принципы обязательного медицинского страхования, учитывая имеющиеся демографические показатели, а именно высокую долю населения в возрасте до 18 лет (около 40%), в Республике Узбекистан проводятся подготовительные работы по совершенствованию нормативно-правовой базы здравоохранения, изучается положительный и отрицательный опыт внедрения страховой медицины в зарубежных странах, укрепляется материально-техническая база системы здравоохранения, повышается социальная и личная ответственность населения за свое здоровье, что послужит в дальнейшем формированию фундамента строительства новых принципов финансирования системы здравоохранения и справедливого распределения ресурсов здравоохранения.

3. Как Минздрав борется с проявлениями коррупции в системе здравоохранения? Куда жаловаться, если в бесплатных поликлиниках требуют деньги за услуги? Имеют ли право государственные поликлиники и больницы требовать оплату за услуги, если да, то в каких случаях?

- С 1999 года в Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан функционирует Контрольная инспекция и непосредственно подчиняется министру здравоохранения Республики Узбекистан. Контрольная инспекция Министерства здравоохранения Республики Узбекистан имеет территориальные подразделения в Республике Каракалпакстан, во всех областях и г. Ташкенте, которые имеют вертикальную систему управления и в своей деятельности непосредственно подчиняются начальнику Контрольной инспекции.

Одной из основных задач Контрольной инспекции является принятие мер по пресечению коррупции и злоупотреблении должностными лицами органов управления и работниками лечебно-профилактических учреждений. С этой целью во всех ЛПУ Создан "телефон доверия" приказом Министра МЗ РУз от 15.07.2010 года за №210 по которому могут звонить граждане обратившиеся за медицинской помощью в ЛПУ и столкнулись с грубым обращением или вымогательством со стороны мед.работников. ("Телефон доверия" 239-47-95)

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10.11.1998 г. № УП-2107 "О Государственной программе реформирования системы здравоохранения Республики Узбекистан" в государственных поликлиниках системы здравоохранения Республики Узбекистан все медицинские услуги прикрепленному населению оказываются на бесплатной основе. По желанию больных и родственников в поликлиниках могут оказываться дополнительные сервисные услуги на платной основе.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 28 ноября 2011 года "О мерах по дальнейшему реформированию системы здравоохранения" в 103 лечебно-профилактических учреждениях, в том числе в 65 стационарных, а также в 22 республиканских и областных специализированных многопрофильных центрах медицинские услуги населению оказываются как на платной основе так и бесплатно согласно установленным квотам в рамках выделяемых бюджетных средств льготному контингенту населения по специальным направлениям (ордерам).

4. Какие новые виды операций и вмешательств освоены в Узбекистане в 2011 году?

- Новые виды операций и вмешательств в Узбекистане внедряются в республиканских специализированных медицинских центрах, клиниках научно-исследовательских институтов и клиниках медицинских вузов. По мере оснащения новые виды операций распространяются по всей республике. Так, за последние годы в Узбекистане освоены следующие виды операций и вмешательств:

В Республиканском специализированном центре микрохирургии глаза внедрены новые виды кератопластики при патологии роговицы, сетчатки и стекловидного тела, хрусталика.

В Республиканском специализированном медицинском центре хирургии им. В. Вахидова внедрены новые виды операций при портальной гипертензии, патологиях печени, желчевыводящих путей и поджелудочной железы, желудка и пищевода, новые виды пластики брюшной стенки при рецидивных грыжах, операции на сердце и крупных сосудах, пластические операции при патологии трахеи, операции опухолях средостения.

В Республиканском специализированном центре кардиологии внедрены новые малоинвазивные методы диагностики и лечения при ишемической болезни сердца, инфаркте миокарда, аритмии сердца.

В Республиканском научно-практическом специализированном медицинском Центре акушерства и гинекологии внедрены новые виды оперативных вмешательств, в том числе лапароскопические операции при патологии матки и придатков, эндоскопические операции при патологиях малого таза, пластические операции на влагалище.

В Республиканском специализированном центре урологии внедрены новые методы (дистанционная, перкутанная и внутренняя оптическая лазерная) литотрипсии при мочекаменной болезни, операции при структуре уретры аденомы простаты.

5. Есть ли перечень препаратов и медоборудования, обязательных для машины "скорой помощи"? Если есть, то что он включает?


- Перечень лекарственных средств, которыми оснащаются выездные бригады скорой медицинской помощи периодически утверждается Формуляром лекарственных средств службы скорой медицинской помощи. Последний формуляр утверждён Министерством здравоохранения Республики Узбекистан 25 января 2012 года и включает 75 наименований медикаментов.

Приказ Министерства здравоохранения Республики Узбекистан от 23 июля 2001 года и Формуляр лекарственных средств службы скорой медицинской помощи доступен на сайте Министерства здравоохранения Республики Узбекистан www.minzdrav.uz.

6. Как и кем осуществляется контроль за ростом цен на лекарства в аптеках? Как можно расценить действия руководителей аптек, необоснованно завышающих цены на лекарства? Куда обращаться в этих случаях с жалобой?


- Механизм реализации лекарственных средств и медикаментов в аптеках регламентируется постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан "Об упорядочении реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения" от 14.01.1999 г. и "О дополнительных мерах по обеспечению внутреннего рынка лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" от 05.08.2000 г.

Согласно вышеприведенным документам установлены максимальные пределы торговых надбавок для импортных лекарственных средств при оптово-розничной реализации до 20%. До 20% при оптовой и до 25% при розничной реализации отечественных лекарственных средств.

По вопросам необоснованного завышения цен на лекарственные средства в аптеках можно обращаться в Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.

7.Как отличить поддельное лекарство от настоящего?

— На сегодняшний день в Республике Узбекистан обеспечены законодательные основы и установлены пути реализации конкретных мер по предотвращению поступления в обращение непригодных к применению лекарственных средств. В частности, установлены административные и уголовные меры наказания на производство и хранение, транспортировку и реализацию фальсифицированных лекарственных средств.

Единые правила определения поддельного лекарственного средства не существуют и быть не могут.

Выявить самостоятельно по внешнему виду поддельные лекарства практически невозможно. Чтобы уберечь себя от приобретения поддельного лекарственного средства, необходимо спрашивать сертификат соответствия на данный препарат у аптечного сотрудника, который обязан его представить по первому требованию. В том случае, если аптечный сотрудник не представил сертификат соответствия и качество лекарственного препарата вызывает сомнение, тогда необходимо обратиться в Главное управление по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники Министерства здравоохранения Республики Узбекистан ("Телефон доверия" 242-69-58) с образцом данного препарата, кассовым чеком на приобретенное лекарственное средство для проведения контроля качества в целях установления соответствия его требованиям стандарта. По результатам проведенного контроля качества представленного образца будет выдано заключение о его соответствии по показателям качества нормативной документации. При несоответствии качества установленным нормам будут приняты необходимые меры.

8. Где вставать беременным на учет – по месту прописки или по месту фактического места проживания? Правомерен ли отказ врачей от поставки на учет беременных женщин не по месту жительства? Правомерен ли отказ роддомов принимать рожениц не по месту прописки? Куда обращаться в случае, если их отказ неправомерен?

- Согласно приказа Министерства здравоохранения Республики Узбекистан от 5 сентября 2005 г. "О внедрении современных технологий по повышению эффективности оказания помощи беременным в учреждениях первичной медико-санитарной помощи Республики Узбекистан", беременные женщины должны вставать на учет по месту фактического проживания.

Отказ врачей принимать на учет беременных по месту фактического проживания неправомерен. Беременные, роженицы и родильницы принимаются в родильные комплексы согласно дислокации, которая определяется местом жительства женщины.

В случае неправомерных действий врачей необходимо обращаться в территориальные подразделения Министерства здравоохранения, на территории которых расположено данное учреждение.

9. Разрешено ли врачам рекомендовать БАДы (биологически активные добавки), если они не сертифицированы Минздравом, своим пациентам?

- Врачи не могут рекомендовать своим пациентам БАДы (биологические активные добавки), если они не сертифицированы и не зарегистрированы Минздравом. Так как в соответствии с требованиями статьи 6 Закона Республики Узбекистан "О качестве и безопасности пищевой продукции" "Пищевая продукция... может реализовываться и применяться после оценки их соответствия требованиям норм и правил по качеству и безопасности и их государственной регистрации".

Считаем необходимым отметить, что БАДЫ к пище не являются лекарственными средствами и не могут назначаться в лечебных целях. Так, по определению статьи 2 Закона Республики Узбекистан "О качестве и безопасности пищевой продукции" — "Биологически активные добавки к пище - концентраты природных или идентичные природным биологически активные вещества, полученные при переработке продовольственного сырья или искусственным способом и предназначенные для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов".
Источник: Olam.uz


Оставить отзыв
Оценка:
              
Текст отзыва

Ваше имя
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором