24 июня, 2019 г. 12:19

Заключение

Начало древнего искусства врачевания уходит своими корнями в каменный век. «Три орудия есть у врача: «Слово, растение и нож» — учат ведийские тексты. «Слово» — это и магические заклинания, сопровождающие ритуал излечения, и священные песнопения, которые придавали силу лекарствам, полученным из целебных растений. «Сама необходимость заставила людей искать и открывать медицинское искусство», — писал Гиппократ две с половиной тысячи лет назад. Рассуждая о медицине, он считает необходимым соединение медицины с философией: «врач-философ подобен богу». «Лучший врач есть также философ» — так назвал один из своих трактаров Гален, первый из последователей Гиппократа.

Врачебное искусство рано выделилось в особый вид деятельности, уже на ранних этапах развития медицины возникло взаимодействие и взаимовлияние медицины и философии. Характер развития религиозно-философских учений на Востоке и Западе определяет отличие восточной медицины от европейской. Если европейская медицина тяготеет к рациональным аргументам, то в медицине Китая, Индии, Тибета и других стран Востока большую роль играют канонизированные правила, подкрепляемые ссылкой на древние предания. Сохранение здоровья в культуре Древнего Китая связано в первую очередь со следованием правильном ритме, отражающему «дыхание» космоса. Нарушение этого ритма приводит к болезни. Что же помогает следовать ему? «Следуй середине, пусть это будет постоянным принципом» — учит китайская философия. Хотя понимание равновесия в культурах Востока и Запада различно, идея равновесия, упорядоченности для культуры и философии Древнего Китая не менее значима, чем для античного мира. В конфуцианском каноне «Чжун юн» («Срединное и неизменное») отражена идея равновесия, ведущего к гармонии. Это учение подобно аристотелевской теории «золотой середины» и вызывает в памяти одну из надписей на фронтоне знаменитого дельфийского храма «Ничего сверх меры».

Древнегреческие врачи стремились, исходя из основ гуморальной теории, найти единую субстанцию, «все общую сущность» причины и начала болезней. Такую универсальную причину болезни видели в «сдвиге равновесия». При этом само понятие равновесия в греческой медицине оказало влияние на формирование понятия равновесия в физике Аристотеля. Принцип «равновесия по причине симметрии» применяли в античной и европейской науке для объяснения неподвижности Земли в центре Космоса и положением рычага под действием противоположно направленных сил. В период Нового времени Галилей писал о равновесии тел в соответствии с их положением на рычаге как о равновесии «стремлений» переместиться в разные стороны. Силы, действующие на тело, по выражению Галилея, взаимно «искушают» друг друга: одна сообщает ему движение вниз, другая — вверх. Подобно этому, «искушают» друг друга холодное и теплое, влажное и сухое — четыре качества телесных соков в гуморальной теории, разработанной древнегреческими врачами и философами. Гераклит считал, что избыток теплого ведет к лихорадке, избыток холодного—к параличу, избыток воздуха — к удушью. В философских учениях здоровье человека рассматривалось с позиции гармонии и меры. Когда количество одного из телесных соков чрезмерно увеличивается, это приводит к нарушению равновесия, существующего «по причине симметрии». В организме начинает преобладать холод или сухость, теплота или влажность. Это приводит к болезни. «Тело человека, — писал Гиппократ, — содержит в себе кровь, слизь и желчь — желтую и черную; из них состоит природа тела, через них оно и болеет и бывает здоровым. ...Болеет же тело тогда, когда какая-нибудь из этих частей будет или меньше, или больше...» Из этих рассуждений становится понятным, почему медицина обычно преподавалась в средневековых университетах как часть физики, чем объясняется происхождение термина «stadtphisikus» (лат. «городской врач»), существовавшего до конца XIX в.

Симметричное устройство мира стало одной из фундаментальных идей физики Нового времени, основанием для построения модельных конструкций. Симметричность пространственно-временной структуры мира остается одной из основ современной науки. Что же представляет собой современная медицина? Только ли часть «опытного естествознания», начало которого принято связывать с философией Нового времени? Традиционная, идущая из глубокой древности близость к религии, философии и натурфилософским представлениям, которые позже стали называться естественнонаучными, делает область медицинских знаний интегративной по своей сути. Предмет ее исследования — человек. Его духовный мир, душевное равновесие традиционно воспринимаются как непременное условие здоровья. Это сближает медицину с религией и гуманитарными науками. Великий древнегреческий философ Платон, младший современник Гиппократа, писал: «Как для здоровья и болезни, так и для добродетели и порока не существует большей соразмерности (или же несоразмерности), чем между душой и телом...» В XIII в., когда монашеские ордена передавали ведение больниц и госпиталей светским врачам, одна из папских булл предписывала врачу, который посещает больного более одного раза в неделю, пригласить с собой при повторном посещении духовное лицо с целью заботы о душе больного. В начале XVII в. Ф.Бэкон, рассуждая об эвтаназии, различает два ее аспекта, внешний, чисто медицинский, и внутренний — «дело религии».

В то же время, в системе медицинских представлений Востока и Запада человек традиционно является частью природы и подобием космоса — микрокосмосом, и это сближает медицинские знания с естественнонаучными представлениями. Современная медицина формировалась в системе наук Нового времени. Ятрохимики и ятромеханики старались измерить и выразить в числовых соотношениях все виды деятельности человеческого тела и его органов, работу мышц конечностей, силу и вес сердца, скорость тока крови, удельный вес телесных жидкостей. С появлением микроскопа и других научных приборов основой медицины становится наблюдение и эксперимент, проводимые в лаборатории.

В наше время, с возвращением представлений о зависимости здоровья человека от душевного равновесия, астральных влияний и многих других причин, интегративная природа медицинских знаний, их близость к фундаментальным основам культуры становится все более очевидными. И все более настоятельной становится потребность в обращении к истории медицинских знаний. «В медицине уже с давнего времени все имеется в наличности; в ней найдены и начало и метод», — писал Гиппократ об искусстве врачевания. Для древних культур был характерен символический (В.Тэрнер) или «пралогический» (Л.Леви-Брюль) характер мышления. Книгу, посвященную истории медицины, не случайно заключает глава «Происхождение медицинских символов». На примерах изображений змеи, чаши и зеркала показано соединение в одном изображении двух разных, часто противоположных начал, характерное для символов, пришедших к нам из глубокой древности. «Молчание,... двусмысленность побуждают нас предпринять усилия для расширения нашего понимания», — пишет В.Тэрнер в своей замечательной книге «Символ и ритуал». Эти усилия необходимы для расширения границ познания, для поиска ответов на вечные загадки двойственности, антагонизма и симметрии разных элементов этого гармоничного мира.



Оставить отзыв
Оценка:
              
Текст отзыва

Ваше имя
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором
24 июня, 2019 г.

Заключение