Общей целью лечения таких [больных] является высушивание и выведение излишков; [больных] заставляют сидеть на солнце, [в месте], где совершенно нет ветра, или у огня, зажженного из сухих дров, а также есть с весами и [совсем] отказаться от воды. [Лечат их] также, раскрывая поры, часто выгоняя мочу, осторожно и часто выводя низом водянистую влагу и [заставляя больных] терпеть жажду, укутывая их и запрещая даже смотреть на воду, а не то, что пить ее, насколько это возможно. Если же нельзя избежать питья воды, то ее [следует] пить через некоторое время после еды и притом разбавленную вином или чем‑нибудь другим. Уменьшение [количества] и употребление очень нежной пищи —i лучший способ лечения, так же как и физические упражнения, о которых мы упоминали в [параграфе] о «водянке мяса». [Полезно] беречь силы, укреплять их благовонными духами и приятно пахнущими [веществами], а также запахом питательных яств, и увеличивать их благовонным вином. Пить много сиканджубина при этой [болезни] не похвально.
Одно из полезных таким [больным средств] — рвота, особенно до еды, а также и после нее, с промежутками в один, два или три дня; это им очень помогает. Чиханье, вызванное лекарствами, вдуваемыми в нос, и другими средствами, приносит им пользу, так как устремляет водянистую влагу вниз и движет ее к выводящим протокам. Что же касается кровопускания, то его должен, по возможности, избегать всякий страдающий водянкой, кроме тех, которые стали водяночными вследствие задержания крови, ибо кровопускание не позволяет органам таких людей питаться, когда они [и без того] мало питаются; к тому же, охлаждение из печени вследствие кровопускания вредно в преобладающем большинстве случаев. Если имеется налицо опухоль, [врач] первым делом занимается ею. Если водяночный жалуется на левый бок, где много артерий, то жалобы его вызваны не натяжением, которое он там чувствует, так как оба бока одинаково [затронуты] этим, и они [объясняются) обилием крови. Пусть же ему сначала отворят кровь, а затем его лечат так, как лечат от водянки. А если опухоль твердая, то нечего и желать излечить бурдючную водянку, которая за ней следует. Даже если выводить воду любым способом хоть сто раз, она вернется и [снова] наполнит [тело].
Знай, что опоражнивать лекарствами лучше, нежели [делать] прокол или заставлять жидкость сочиться, так как [ранки] в обоих случаях трудно заживают; опорожнение должно падать на такое время, когда нет лихорадки. Если меры лечения иногда и высушивают водянку, то опухоль [в печени] заставляет ее начаться снова. [Больному] следует давать поменьше вяжущих лепешечек, хотя они и укрепляют, как [например], лепешечки из барбариса, в особенности когда естество заперто. Высушивание при холодной водянке должно производить всеми очищающими, разрежающими и открывающими средствами, а горячую водянку [лечат] другим способом, о котором мы еще будем говорить особо.
Знай, что масло фисташек и миндальное [масло] оба помогают при всех видах водянки. Что же касается простых лекарств, подходящих для данного рода водянки, когда она холодная, то это, например, отвар клевера, который долго кипятили; его дают пить каждый день по две укийи. Или варят в чистом глиняном горшке ритл морского лука в четырех кистах вина, пока не уйдет одна треть вина, и дают его пить сначала одну большую ложку, затем количество увеличивают, пока оно не дойдет до пяти ложек, а потом его [снова] уменьшают, пока оно не вернется к одной ложке. Дают также пить выжатого сока мяты одну укийю. Один из [врачей] говорит, что следует взять шпанских мушек, оторвать у них головки и крылья и бросить их тело в подслащенную медом воду, потом больного водят в баню и дают ему выпить это [лекарство], или он принимает его с хлебом. Однако по‑моему это [средство] очень опасное, и самое большее сколько я осмеливаюсь давать его пить — один кират с [глотком] питья из известных выжатых соков.
Говорят, что если [больному] очистят тело и он будет ежедневно, двадцать один день подряд, пить одну химмусу терьяка в отваре мяты, ограничиваясь однократным за сутки приемом легкой пищи, то он выздоровеет. Один из [врачей] утверждает также, будто полезно поить [таких больных] козьим калом с медом или [поить их] мочой овец или ослиной мочой с сумбулом и медом или круглой аристолохией в количестве трех дирхамов в вине. А один врач хвалил [такое средство] для них: [давать] каждый день или каждые два дня одну бакиллу процеженного [отвара] свежего укропа с водой. К числу полезных [при водянке] лекарств принадлежит калкаланадж и лекарство с лакком — особенно при бурдючной водянке, а также и при всякой [другой] водянке, лекарство с куркумой и особенно кашка Абуритуса, а также джуваришн из касатика, лекарство из морского лука и питье из морского лука с терьяком. Знай, что терьяк, лекарство с куркумой и калкаланадж очень помогают в конце холодной водянки.
К числу замечательно полезных лекарств принадлежат лепешечки из смолистого молочая такого состава: берут смолистого молочая и желтых миробаланов поровну. [Количество] при однократном питье постепенно увеличивается от полутора данаков почти до дирхама; поят ими один раз каждые четыре дня; в промежутках между приемами дают пить лепешечки из барбариса. Иногда составляют также лекарство из ревеня, куста, костянок лавра, пажитника, люпина, девясила, горечавки, камеди миндаля и гальбана; это лекарства полезные. К числу средств, выводящих водянистую влагу низом, принадлежат слабительные [лекарства], свечки и главным образом клизмы: они ближе всего [подходят] к воде, легче всего [переносятся] естеством и дальше всего [отстоят] от главенствующих органов. Полезны различные способы купания: в [воде] из горячих источников, в паровых ваннах, воде, в которой варили разрежающие [лекарства], например, ромашку лекарственную и ситник ароматный, а также различные втирания, повязки и припарки. Сюда же входит отпаивание козьим молоком и молоком жеребых верблюдиц; к этому же разряду относится также и моча. Молоко жеребых верблюдиц подходит при бурдючной водянке, если принимать его неделю с желтыми лепешечками — сначала в количестве полудирхама с полудирхамом конкреций бамбука, [а потом все больше], пока не дойдет до одного дирхама. Через неделю воду выводят двумя дирхамами калкаланаджа, а потом снова дают желтые лепешечки в течение недели; так делают постоянно, и [больной] иногда выздоравливает. А слабому [больному] дают желтых лепешечек сначала всего один данак. Пропись желтых лепешечек упоминается в Фармакопее, так же как и калкаланадж. [Больному], у которого сильный жар, молоко жеребых верблюдиц неприятно. [Ему] начинают давать верблюжье молоко с сорока дирхамов и прибавляют каждый день по десяти [дирхамов].
Что же касается слабительных, то в них не должно быть чего‑либо вредного для печени, а если уже [врач] вынужден [прибегнуть] к тому средству, то его следует исправить. Не подобает также принимать [все слабительное] разом и лучше [давать его] в несколько раз, ибо [такое лекарство], принятое сразу, убивает. Наименьший вред от него — ослабление печени. Сабур сам по себе — очень плохое для печени [лекарство]; его следует отдалять от печени [и давать] только при необходимости или ухитрившись его исправить. За послабляющими лекарствами должен следовать пост; [больному], принявшему слабительное, если возможно, не следует есть после этого один день и одну ночь.
После [слабительных] надлежит также [принимать] что‑либо укрепляющее и слегка вяжущее, например, лепешечки из барбариса или соки плодов, в которых есть сладость и вяжущее свойство, чтобы укрепить печень, особенно после [приема] фурбийуна, волчьего лыка, ушшака и тому подобного. Затем употребляются [средства] исправляющие натуру [печени], например, терьяк, лекарство с куркумой при холодной [натуре] и сок цикория при горячей [натуре]. Когда есть жар, не следует выводить низом желтую желчь: она некоторым образом противоборствует водянистой влаге, и водянистую влагу тоже требуется вывести, так что [получается] двойное послабление, и силе [печени] наносится ущерб. Напротив, наиболее подобает желтую желчь угашать, а влагу выводить низом, если только желчь не переходит предел в отношении обилия; тогда ограничивайся [при ее выведении] чем‑нибудь вроде миробаланов: это превосходное слабительное в подобном случае, так же как сагапен — превосходное слабительное в случае холодности [печени]. Всякая чрезмерность при послаблении в отношении количества и в отношении продолжительности нехороша; при горячей [натуре] это более безопасно. К хорошим мягчительным средствам принадлежит бульон из жаворонков и из старого петуха, особенно с полиподиумом, укропом и тому подобными [приправами].
После того как [водянистую влагу] выводили около десяти дней какими‑нибудь мягко опорожняющими средствами: верблюжьим молоком, сырной сывороткой и другими, так что количество воды убавилось и опухание стало легче, хорошо бывает прижечь живот, чтобы он больше не принимал воды. Прижигание производят после двух или трехдневного воздержания от пищи и отказа от послабляющих, и состоит оно из шести прижогов — трех вдоль, начиная от грудной кости и до лобка, и трех поперек живота. И пусть больной после этого терпит голод и жажду. Правильно будет между двумя [приемами] слабительного давать пить что‑либо открывающее закупорки, например, лепешечки с горьким миндалем. Что не касается отпаивания молоком верблюдиц и коз, главным образом аравийских [верблюдиц] и особенно тех, которых кормят чем‑либо выводящим водянистую влагу, разрежающим и мочегонным, например, цитварной полынью, тысячелистником сантолиновым, фалафили и прочими такими [травами], а если натура горячая — веществами, которые вместе с тем подходят для печени, вроде повилики, цикория и других, то не обращай внимания на [слова тех], кто говорит, что все это наущения софистов, и на разговоры, будто естество молока противоборствует [излечению] водянки. Наоборот, знай, что это полезное лекарство, ибо ему присущи способность мягко очищать и особое [целительное] свойство. [Ведь] иногда послабляющее лекарство противоположно тому, что требуется для исправления данного качества [натуры], но пригодно вследствие своего особого свойства или какой‑либо другой причины, например, способности к опорожнению и тому подобному; так, например, цикорий входит в лекарства при лечении печени, [пораженной] холодными болезнями, а к смоле скаммония прибегают при желтожелчных заболеваниях. Например, знай, что такое молоко приносит большую пользу, и если бы человек оставался [на одном] молоке вместо воды и [другой] пищи, он бы наверное вылечился. Это испытывали на людях, которых [случай] забросил в земли арабов, и необходимость привела их к такому [режиму], и они выздоровели. Молоко жеребых верблюдиц иногда употребляют само по себе, а иногда в смеси с другими лекарствами. Некоторые из них применяют с целью лечения без сильного согревания, как например, миробаланы с семенами цикория, семенами повилики и нефтяной солью, тогда как другие употребляют ради лечения согревающего и разрежающего, как например, сагапен и его семена. А некоторыми [лекарствами] желают задержать чрезмерное послабление; такова, например акация камеденосная и ей подобные [вещества]. Нередко [молоко] смешивают с верблюжьей мочой; иногда ограничиваются им одним в качестве еды и питья, а иногда добавляют другую пищу. В обоих случаях следует проверить, как действует молоко: усваивается ли оно телом без послабления или послабляет немного или выводит больше, чем его принято, но в терпимой степени, или же послабляет чрезмерно, больше терпимой степени, или оно створаживается в желудке или в проходах, или приводит к охлаждению [печени] или же оставляет после себя сок, [либо] слизистый, либо перегоревший вследствие гниения, если [молоко] подверглось гниению.
Знай, что лучшее время, чтобы поить молоком, это весна, до начала лета. Вот хороший способ поить им, который мы много раз испытывали, и он помогал. Молоко жеребой верблюдицы пьют, предварительно голодая несколько дней и ночей, в течение которых принимают лишь очень мало пищи. Если голодать [все] это время возможно, то так и делают, но обязательно терпеть голод с предшествующего вечера. Молоко пьют парным, сразу после доения тут же на месте, в количестве двух укий, причем лучше всего [выпить] две укийи [молока] с одной укийей верблюжьей мочи. [Больной] воздерживается от воды несколько дней — до трех, и количество [мочи], выходящей при мочеотделении, оказывается близким к тому, что он выпивает. После этого желудок иногда извергает молоко, которое [больной] пьет, а иногда он извергает лишь небольшое количество кала; желудок не извергает [молока] только потому, что тело его уже усвоило. А если желудок извергает больше того, что пьет [больной], то от молока воздерживаются один день или примешивают к нему что‑либо вяжущее. Если же не извергается вообще [ничего], то пьющему следует опасаться, что [молоко] створожится, и избегать его. То же самое [делают], если извергается меньше того, что выпито. В таком случае надлежит принять лекарство, которое заставит [молоко], находящееся в желудке, спуститься, и снова выпить [молока] с сагапеном или чем‑нибудь вроде этого. Из предосторожности надлежит даже принимать каждые три дня в небольшом количестве пилюли из сагапена и тому подобное: они выводят остатки молока, которое может быть створожилось, или то, что от него зарождается. Это особенно [полезно], если у больного кислая отрыжка, и он чувствует [в желудке] тяжесть.
Одна из полезных мер в подобном случае — тотчас же поставить клизму. При таких обстоятельствах следует также перестать поить молоком на день или два и прибегнуть к припаркам и повязкам, которые кладут на живот, и они растворяют [створожившееся] молоко. Если же поение молоком ничего такого не причиняет и выводит каждый день [испражнения] не чрезмерно, а, [скажем], в количестве двух маленьких кувшинов, то ограничиваются [молоком] в чистом виде или с сагапеном и слабительными пилюлями, сагапеновыми или другими. А если послабление чрезмерно, то молоко перестают [давать] на день или на два и затем постепенно начинают поить им [снова]; поят молоком верблюдицы благородной породы, которую кормят вяжущими травами. Когда его надоят, то тотчас же прибавляют к нему окалины басрийского железа, дробленой, промытой винным уксусом и прокаленной в количестве двадцати дирхамов, а также камеденосной акации и тарасиса — каждого по пяти, сельдерея. — три дирхама и по пучку са тара, сельдерея и руты. [Эти средства] оставляют [в молоке] на некоторое время, потом [молоко] отцеживают и пьют, а затем постепенно переходят на чистое [молоко] или на [молоко], смешанное с послабляющими [лекарствами], если в этом есть надобность.
Что же касается мочегонных [средств], помогающих в этом случае, то не следует постоянно употреблять какое‑нибудь одно из них [и лучше] переходить от одного к другому. Такие лекарства — это, например, горная петрушка, ажгон, мята, копытень, фенхель, семена сельдерея, жабрица извилистая, ферула вонючая, дубровник, аир, оба сумбула, семена дикой моркови, валериана, корни дикого укропа, спаржа и ее семена, корень дикой моркови и пузырная вишня; их следует мелко растирать, чтобы они скорее достигали выпуклости [печени].
Применяя сильные мочегонные, надлежит употреблять после них какие‑нибудь жирные бульоны, например, бульон из откормленной курицы.
Что же касается повязок, то правило [требует] не вводить в них много сушащих и растворяющих [лекарств], которые вместе с тем сильно стягивают и закупоривают поры, способствующие дыханию и рассеиванию [излишков]; их следует класть лишь немного — столько, чтобы сберечь [естественную] силу. Если такие лекарства понадобятся, то это сумбул, ладан и сыть в очень небольшом количестве; они также сберегают силу брюшных стенок и того, что между ними находится, и делают их не восприимчивыми для влаги. Что касается лекарств для простых повязок и для сложных повязок, полезных при этом заболевании, то мы упоминаем о многих из них в Фармакопее. А те, которые мы упомянем здесь, это [только повязки] испытанные, сильнодействующие. [Туда входит] кал коров и кал коз, вскормленных сухой, а не свежей травой. Вот пропись повязки из них: берут немного кала этих животных и кипятят его в воде с солью; потом его посыпают тертой серой и кладут [больному] на живот. Еще: кал овцы с мочой ребенка; еще: голубиный кал, костянки лавра и «фиалковый корень». Одна из сильных повязок этого рода: кал коровы и кал козы, в который кладут немного харбака и смолистого молочая, связывают мочой жеребой верблюдицы и накладывают в виде повязки. К числу повязок принадлежит и такая: расколотую раковину каури налепляют на живот водяночному и оставляют ее как она есть или предварительно толкут [мясо] вместе с раковиной и ожидают, пока она сама высохнет [и отпадет]. Одна из хороших повязок такова: приготовляют повязку из ратийанаджа, соды, девясила и толченого ладана с коровьим жиром.
Подходящая повязка при водянке: варят мясистый инжир в воде и примешивают к нему тертого волчьего лыка — одну часть, соды — две части, дубровника — полторы части. Другая [повязка] очень действенная: берут смолы пинии, воска, ланолина, зифта, камеди терпентинового дерева — каждого по три дарахми, май и, то есть стиракса, мастикса, сабура, шафрана, дарахми, бобровой струи, серы, амома и раковины рыбы, называемой сифа — каждого по полдарахми, голубиного кала, кресса вавилонского и пены, которая [прилипает] к тростнику в прудах, — каждого по три дарахми, голубого касатика — четыре дарахми красного баврака — одну дарахми; [все это] смешивают с маслом лекарственной ромашки. Если в печени имеется опухоль, то помогает повязка, ловленная из травы сумбула, шафрана, семян бана, мастикса, донника лекарственного, молодых побегов винограда, лекарственной ромашки и душистых масел, а из пластырей — пластырь такого рода: берут марказита, желтой серы, соды и ушшака — каждого по одной части, кумина — две части с двумя третями, связывают [все это] воском, смолой терпентинового дерева и вином и кладут [больному] на живот. [Полезен также] пластырь с бобровой струей, пластырь с горькой полынью, наш пластырь из «фиалкового корня», — пластырь с фурбийуном, пластырь с мякотью колоквинта, пластырь, приготовленный с ивой египетской, пластырь с костянками лавра, пластырь из семян и пластырь с чернобыльником.
Из присыпок [употребляют] соду и соль в прокаленном виде, которыми посыпают живот, особенно после [смазывания] горячим [по натуре] маслом, например, маслом бешеного огурца и маслом нарда. Иногда таким [больным] назначают лекарства, вызывающие покраснение, а иногда их бьют по конечностям тонкими прутьями, но это по‑моему не похвально. Нередко им подвешивают к подвздошью и прилежащим местам надутые пузыри, но я не вижу в этом большой пользы. Что же касается прокола брюшных стенок, то знай, что он редко оказывает полезное действие, разве только на [больного] с очень крепким телом, если он способен после этого делать умеренные физические упражнения и терпеть жажду и уменьшение питания; перед этим не следует, по возможности, применять никакого другого лечения. Правильно будет [выпускать жидкость] не в один раз, а понемногу, чтобы пневма не вышла сразу и не упали силы, и не производить [прокола] истощенному [больному]. В отношении процедуры [прокола] Антилл предписывает поставить [больного] прямо, если он может [стоять], или посадить его в прямом положении, [после чего] слуги давят ему на ребра и отводят их книзу от пупка, а затем [врач] производит прокол. Если же больной не в состоянии [все] это [вынести], то ему не делают прокола. А если ты хочешь произвести прокол, то необходимо прокалывать ниже пупка на [ширину] трех сдвинутых пальцев, если водянка началась с кишок. Если же она началась с печени, то разрез делают с левой стороны от пупка, а если причина исходит от селезенки, то делай разрез с правой стороны от пупка и будь осторожен, чтобы не рассечь брюшину. Наоборот, отдели верхнюю оболочку брюшной стенки от брюшины немного ниже места разреза верхней оболочки и сделай в брюшине небольшое отверстие, так чтобы отверстие в брюшине было ниже отверстия в верхней оболочке и чтобы отверстие [в брюшине] после извлечения трубочки закрылось и вода оказалась бы запертой вследствие различного расположения отверстий. Затем введи [в отверстие брюшины] медную трубочку, и когда извлечешь [изрядное] количество воды, заставь [больного] лечь на спину. Тебе следует также следить за пульсом: если он начнет немного ослабевать, задерживай воду.
Когда ты извлечешь воду до последней возможности, в изрядном количестве, [и все же] останется сколько‑нибудь, то чтобы справиться с этим, достаточно [одних] послабляющих лекарств. Иногда после прокола делают прижигание, о котором мы упоминали выше, иногда прижигают тонкими прижигалами [в области] желудка, печени, селезенки и ниже пупка, а нередко ухитряются заставить воду течь в мошонку и мало‑помалу выводят ее из поясницы с помощью прокола. Этот способ удачный и полезный, и достигают этого, вызывая чиханье и [применяя] все средства, отвлекающие воду книзу. При этом следует остерегаться, как бы не образовалась грыжа, и применять средства, от которых нет какого‑либо другого вреда. А иногда при водянке яичка [опухоль] накалывают многими иголками, чтобы для сочащейся воды оказалось много выходов. Нередко после прокола бывают рези и боли. Тогда применяют поливание того места, где режет, и проколотого места маслом укропа, маслом ромашки лекарственной и [другими] мягчительными маслами и накладывают лекарственные повязки, приготовленные с пажитником, льняным семенем, семенем алтея и тому подобными [лекарствами]; иногда ограничиваются горячей водой и маслом, которым поливают место прокола. А когда рези успокаиваются, [повязку] снимают.
Что же касается частичных опорожнений для таких [больных] с помощью лекарств, то мы еще назовем некоторые из них; мы уже перечисляли эти лекарства, выводящие низом водянистую влагу, в рубриках [Книги о простых лекарствах]. Сильные из них — это млечный сок и стебли йатту; лучше всего ослабляют вред от них уксус, яблоки, айва и гранатовые зернышки, особенно уксус, в котором мариновали или варили айву и тому подобное, или оставили [айву] на несколько дней, или [уксус], в который накапали ее выжатого сока. Что же касается [вещества], на котором замешивают йатту, например, млечный сок смолистого молочая и тому подобное, то это майбухтадж; [йатту] замешивают на нем и превращают в пилюли. Сиканджубин лучше [майбухтаджа], если развести в одной укийе сиканджубина один данак молочая смолистого и особенно того растения, из которого приготовляют фаравийский и фушенджский терьяк — я полагаю, что это лагийа. Фурбийун — лекарство, которое дают [при этом] пить в количестве дирхама с желтком яиц всмятку: оно неоднократно помогало сильным [больным], хотя в нем [таится] великая опасность. [Полезны] жженая медь и медная окалина, особенно смешанная с хлебным мякишем и превращенная в пилюли, а также трава, называемая мандаранийей, выжатый сок бешеного огурца и вино, в котором размачивали мякоть колоквинта. Волчье лыко, — [а это] одно из йатту — сильное лекарство на такой случай. Его исправляют, размачивая в уксусе; иногда из такого уксуса приготовляют сиканджубин. Ушшака иногда дают пить до двух дирхамов с подслащенной медом водой. К числу [лекарств], более близких к уравновешенности, принадлежит сагапен, «фиалковый корень», семена крапивы, очищенные от шелухи и смешанные с медом, и сок листьев редьки. Более безопасные и слабые [средства] — это сок крестовника — полритла с сахаром асклепиады, сок пузырной вишни, сок паслена с сиканджубином из волчьего лыка, а также молоко жеребой верблюдицы, [особо] приготовленное, сырная сыворотка, подкрепленная силой «фиалкового корня», медная окалина, волчье лыко и тому подобное.
Пропись сырной сыворотки. На один ритл [сыворотки] кладут дирхам андаранийской соли и пять дирхамов тертого турбита. [Все это] осторожно кипятят, снимают пену, процеживают и дают пить, начиная с трети ритла и мало‑помалу увеличивают до ритла; это [лекарство] выводит воду, не разгорячая [натуру]. Лучшая сырная сыворотка — та, что получается из молока жеребой верблюдицы, но самая холодная [по натуре] и наиболее подходящая для [больных] с горячей натурой — это [сыворотка], полученная из молока козы и молока ослицы.
[Вот] одно из лекарств, близких к этому и полезных при горячей водянке: айву, [нарезанную] кусками, три дня размачивают в уксусе, потом толкут с таким же количеством свежего волчьего лыка, [причем] толкут сильно, пока они не смешаются, и процеживают. К этому добавляют сахару, в половинном количестве против уксуса, варят [уксус], пока он не станет густой, как мед, и все смешивают. Близкое к этому [действие] оказывают иногда и пилюли, приготовленные из семян волчьего лыка с сахаром асклепиады; это одно из [лекарств], которое не опасно также и при горячей [водянке]. Из [разновидностей] лекарственной кашки [полезен] калкаланадж и наша кашка с железной окалиной и волчьим лыком, [упоминаемая] в Фармакопее, а также такая кашка кого‑то [из врачей]: берут семян цикория и семян повилики — по десяти [дирхамов] выжатого сока одуванчика в сушеном виде — двадцать дирхамов; выжатого сока барбариса — пятнадцать дирхамов, промытого лакка и китайского ревеня — каждого по пяти дирхамов, выжатого сока горькой полыни — семь дирхамов, выжатого сока бешеного огурца и мякоти колоквинта — по пяти, агарика — семь дирхамов. Все это замешивают на джулабе и дают пить с соком овощей. Это хорошее лекарство, о котором [впервые] упоминает один из древних медиков и которое присвоил себе один позднейший [врач]. Оно более безопасно, нежели калкаланадж, и ему присуща укрепляющая [сила] и резко слабительное свойство.
Из напитков [полезно] наше вино из «фиалкового корня», — а также вино такого рода: берут жженой меди, которую хорошо толкут и растирают, голубиного кала — мискал, стеблей руты — треть этого количества и немного соли для теста я пьют все это с вином. Из пилюль [назначают] пилюли Филагрия такого рода: медной окалины, листьев волчьего лыка, семян аниса — каждого по одной части; из этого приготовляют пилюли и дают пить сильному больному — мискал, а слабому — дирхам. [Дают] также пилюли Исайи, пилюли Бахрама, пилюли из пяти [лекарств], пилюли из сагапена, пилюли из волчьего лыка — они превосходны при бурдючной водянке, так же как пилюли из ревеня превосходны при «водянке мяса», пилюли с бделлием, пилюли со смолистым молочаем, [различные] пилюли, о которых мы упоминаем в Фармакопее, и пилюли такого рода: сока смолистого молочая, выжатого сока горькой полыни, сумбула, турбита — каждого по одному данаку, агарика, розы — каждого по полдирхама; [все это] превращают в пилюли при помощи сока паслена и пьют. Еще хорошие пилюли: [берут] медную окалину, дубровник, анис в равных частях, превращают в пилюли и [пьют], начиная с одной дарахми и [постепенно] поднимаясь выше. Из лепешечек [употребляют] лепешечки из большого слабительного ревеня, лепешечки из волчьего лыка с семенами, а также лепешечки из волчьего лыка по другой известной прописи.
Что же касается бани, то влажная баня для [водяночных] не желательна и лучшая баня для них — сухая; а лучшая из сухих — баня в печи, нагретой настолько, чтобы больной мог туда войти, особенно больной «водянкой мяса». Когда он войдет в печь, голову оставляет снаружи на холодном воздухе, чтобы холодный воздух доходил до области сердца и легких и охлаждал сердце и чтобы жажда не стала [слишком] сильной, а тело его источает обильную целительную испарину. Если же [баня] влажная, то от известных горячих вод со свойствами баврака, или серных, или квасцовых, высушивающих соки, [водяночный] получает большую пользу в конце заболевания, особенно больной «водянкой мяса». Его купают в [этих] водах повторно, несколько раз в день, и если силы у него не падают и он в состоянии пробыть там весь день, то пусть так и делает. К этому же разряду относится морская [вода], если она подогрета или горяча. Что же касается холодной воды и плавания в ней, то это очень подходит в конце заболевания. Одно из достоинств воды горячих источников то, что, [купаясь в них], можно обеспечить дыхание холодным [наружным] воздухом, которого не хватает в бане. А когда нет под рукой воды горячих источников, стараются [улучшить] пресную воду, примешивая к ней лекарства или варя в ней, например, баврак, серу, ушнан, горчицу, известь и другие известные вещества, сходные с ними; [тогда] беда [от нее] невелика. Такая вода должна касаться у больного бурдючной или барабанной водянкой [только] живота, а у [больного] «водянкой мяса» — всего тела.
Что же касается горячей водянки, то она либо следует за горячей опухолью, либо является следствием горячей натуры, без опухоли, [когда такая натура] ослабляет изменяющую силу. Краснота мочи не обязательно является признаком такого рода водянки: иногда [такая] окраска происходит от скудости мочи. Поэтому полагайся лучше на прочие признаки и потом уже лечи [больного]. В обоих [этих случаях] следует полностью воздерживаться от горячих лекарств: они бы усилили причину [болезни], а это усилило бы [самую] болезнь, и тут даже была бы большая опасность. Не должно обращать внимание на тех, кто говорит, будто водянка излечивается только горячими лекарствами: она часто излечивалась, как мы это видели сами и как было испытано раньше нас, когда мы и наши предшественники лечили от опухоли [обычным] способом, а от горячей — охлаждением. Я видел одну женщину, которую совершенно изнурила водянка [и болезнь ее] стала великой. И стала [эта женщина] налегать на гранаты, и так много [их ела], что [прямо] страшно сказать, и выздоровела, и она сама придумала для себя и для своего аппетита такой режим.
Вместе с тем, следует также иметь в виду и скопившуюся воду. Ведь если ты станешь обращать внимание на одну только лихорадку, это будет опасно, а если бы ты стал обращать внимание [только] на воду, это было бы ошибкой. Поэтому следует осторожно объединить оба лечебных режима, прибегая к уравновешенным лекарствам и противоборствуя преобладающему [болезненному явлению]. Знай, что если ты будешь стараться излечить водянку и опухоль, пока лихорадка еще продолжается, это тебе не удастся. Способ лечения в подобных случаях состоит в применении сока паслена, сока пузырной вишни, сока сельдерея, сока крестовника и сока одуванчика, то есть «горького цикория»; к этим [лекарствам] следует примешивать немного лакка, шафрана и ревеня с желтыми миробаланами. При необходимости употребляют также слабительные из волчьего лыка и другие, которые мы поместили в предыдущем разделе.
Надлежит вдуматься в то, что говорит Гален о лечении водяночного с горячей водянкой; мы записали это его собственными словами. Говорит Гален: «Вот как я лечил [одного] старика, нашего друга, от бурдючной водянки с жаром и ослаблением силы. Я питал его мясом козленка в жареном виде, горными и степными куропатками и другими подобными птицами, а также хлебом из грубой муки, карисом с кислыми приправами, студнем, чечевицей с уксусом в виде желтой чечевичной похлебки и широко разрешал ему это, чтобы сохранить силы, но совершенно не дозволял бульона за исключением того дня, когда я намеревался поить его лекарством. В такой день я дозволял ему [есть] зирбадж перед лекарством и после него; это не усиливало у него жажду, и я приказывал есть [зирбадж] с уксусом средней крепости. Я вызывал [у больного] послабление таким отваром: желтых миробаланов — семь дирхамов, дымянки — четыре дирхама, травы горькой полыни — два дирхама, травы посконника конопляновидного — два дирхама, цикория свежего — пучок, сумбула ароматного — два дирхама, семян цикория — два дирхама, розы — два дирхама. Все это варится в трех ритлах воды, пока не останется один ритл, в отваре разводят десять дирхамов сахара и пьют. И еще [я поил его] такими пилюлями: брал сока молочая смолистого и такое же количество сахара, которым сгущают сок, — и давал их перед едой. Иногда [сок молочая смолистого] сгущают мякотью инжира, и я давал его две или три химусы, после чего поил [больного] густосваренным соком незрелого винограда и ревенем и накладывал ему на печень холодные повязки, а также повязки из орешек пинии и волчьего лыка, размоченного в уксусе. Из мазей на живот я [применял] армянскую глину с уксусом и водой, [мазь] с ячменной мукой и просом, коровий кал и козий кал, золу дуба и виноградных лоз, а по временам — баврак и серу, все это — с уксусом. Я даже накладывал ему на печень повязку из сандала, а иногда я клал сандаловую повязку на область печени, а растворяющую повязку — на пупок и на живот. Иногда я вызывал у него послабление розовым вином, размочив в нем сначала волчье лыко, а один раз [даже] развел в [вине] сок смолистого молочая; из плодов я разрешал сухой инжир и миндаль с сахаром. Я приказывал ему терпеть жажду, а если жажда становилась чрезмерной, я смешивал уксус с водой и поил его. Я также толок листья волчьего лыка, просеивал их сквозь сито, замешивал на меду инжир и давал их [больному] перед едой и после еды. А вообще я ни на один день не оставлял его без опорожнения». Вот [каковы] слова [Галена].
Что же касается питания больных водянкой, то оно должно быть скудным, раз в сутки. Если [больной] может воздерживаться от пшеничного хлеба, ибо он склеивает и производит закупорки, то пусть так и делает и ограничивается ячменным хлебом с семенами, а если нельзя обойтись без [пшеничного хлеба], то это должен быть хлеб, испеченный в печи, из грубой муки, хорошо выпеченный и сушеный, чтобы он не зацвел. [Печь его] нужно из пшеницы не клейкой, и некоторые люди кладут в него муки нута, а сдабривать его [надо], например, маслом незрелых маслин. Питать [таких больных] следует также уксусом с оливковым маслом, пряностями и приправами — он [хорошо] для них подходит. Бульон из курицы им полезен: мочегонное действие соединяется в нем со способностью исправлять [натуру] печени, а также яство, которое готовят христиане из маслин, моркови и чеснока. Пищей для них служит отвар нута, а [также] бульон из жаворонков, из старого петуха и из курицы, особенно с травой масличного молочая. Мясо, которое они иногда употребляют, должно быть легким мясом птиц, например, турачей, горных куропаток, горлиц, вяхирей и жаворонков,а также мясом куропаток ката, мясом газелей, козлят и мясом маленьких рыбок, приправленных разрежающими, едкими и отрывающими [веществами], Змеиный рассол очень хорош для них, но он иногда возбуждает чрезмерную жажду. Овощи, [полезные] для таких больных, это, например, сельдерей, свекла, синеголовник, цикорий, дымянка, немного лебеды, порей, рута, листья тмина, мята, чеснок, каперсы, горчица; все зерна им вредны, в особенности больным барабанной водянкой; что же касается [различных] косточек, фисташек, орехов и горького миндаля, то они им полезны.
Иногда им разрешают, в дни ослабления строгости [режима], немного фиников и изюма, но нет им совсем разрешения на свежие] плоды, кроме сладкого граната. Что же касается вина, то пусть не; приближается к нему больной горячей водянкой, а страдающие холодной водянкой должны пить вино только жидкое, старое, и притом не натощак или не сразу после еды, а через некоторое время, когда станет известно, что пища уже опустилась из желудка. Что касается клизм и свечек, то [употребляют] клизмы из соков, выводящих водянистую влагу, [добавляя], например, сагапен, «фиалковый корень» и тому подобное. Свечки, хорошо выводящие воду. Берут семян крапивы — пятьдесят штук, семян молочая масличного — тридцать штук, агарика — семь киратов, медной окалины — две трети дарахми. [Все это] смешивают с хлебным мякишем, превращают в свечки и употребляют в количестве шести или девяти каратов.
Из мочегонных [водяночным] помогают все мочегонные средства. Хорошо для них такое лекарство, выгоняющее мочу: берут крапивного семени — девять киратов, морозника черного — столько же, пузырной вишни — одну дарахми, сумбула индийского — две дарахми. [Все это] смешивают и принимают; на один раз дают пить мискал в вине с пряностями. Другое [лекарство], выгоняющее мочу: [берут] веток бальзамного дерева, сумбула, цейлонской корицы, кумина, корневища касатика, зверобоя, соцветий ситника, аронника, куста, амома, симирнийуна, а это род дикой петрушки, футрасалийуна, то есть семян горной петрушки, душистого тростника, перца, пузырной вишни, сисалийуса, то есть румской ферулы вонючей, — каждого по дарахми. Все это смешивают и пьют за один раз две дарахми.