Рынок БАД уже давно вызывал вопросы у регулирующих органов. К этой продукции предъявляется ряд претензий относительно качества и информации, которую доносят до потребителя средства информации при помощи рекламы. Сложность заключается в том, что контролировать весь оборот БАД невозможно по той простой причине, что не вся продукция продается через аптечные сети, которые можно проверить. Часть попадает к потребителю через компании сетевого маркетинга. Именно поэтому Постановлением Правительства от 1 декабря 2009 г. № 982, было введено обязательное декларирование соответствия БАД к пище.
С чего все начиналось
В первые дни после вступления в силу данного Постановления (напомним, что это произошло 15 февраля 2010 г.), участники рынка БАД оказались в крайне затруднительном положении по нескольким причинам. Во-первых, согласно постановлению БАД попали в раздел 9300 «Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения», хотя традиционно к ним применялись все нормы закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Во-вторых, было непонятно, куда обращаться насчет регистрации декларации о соответствии, и в каких лабораториях проводить испытания биологически активных добавок. И, в-третьих, возникали вопросы о том, что делать с теми БАДами, которые уже находились в продаже? Можно их продавать или нет? А многие аптеки вообще оказались не в курсе данного Постановления и продолжали работать, как ни в чем не бывало.
Декларирование соответствия БАД: в чем суть?
Декларация о соответствии – это документ, подтверждающий соответствие поставляемой (продаваемой) продукции требованиям, которые определены нормативными документами для данной продукции. Ее вправе получать как российские производители (продавцы, исполнители), так и юридические лица (организации), которые представляют интересы иностранных компаний-производителей (продавцов).
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального Закона № 184 от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» предусмотрены две формы обязательного подтверждения соответствия: обязательная сертификация и декларирование соответствия. И компании-производители (дистрибьюторы и т.д.) обязаны поставить своих клиентов в известность о проведении процедуры обязательного подтверждения соответствия продукции в виде принятия соответствующей декларации, а затем снабдить отгружаемую продукцию копиями этих документов.
Декларация о соответствии принимается либо в отношении конкретной продукции, либо группы однородной продукции, на которую установлены единые требования, подлежащие подтверждению.
Процедура заполнения и документы
Сама процедура декларирования мало чем отличается от процедуры обязательной сертификации. В ходе ее заявитель самостоятельно заполняет бланк декларации и заявление в аккредитованный орган по сертификации. В заявлении он обязательно должен указать, что он не обращался с заявлением на регистрацию данной декларации в какой-либо другой орган по сертификации. С набором требований, которые предъявляются к заполнению бланка декларации о соответствии, можно ознакомиться в пункте 5 статьи 24 Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ.
Обязательное декларирование соответствия может производиться на основании своих доказательств и на основании своих данных вкупе с данными, полученными при участии третьих лиц (органов по сертификации, испытательных лабораторий). Если декларант придерживается первой схемы, то он самостоятельно формирует доказательную базу документов. Это может быть техническая документация, результаты собственных исследований и измерений и другие документы, которые служат основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Во втором случае он формирует доказательную базу, опираясь не только на собственные данные, но и на данные, полученные с участием третьей стороны. Здесь декларант помимо доказательств, предусмотренных первой схемой, включает и документы, полученные при проведении исследований в сторонней аккредитованной испытательной лаборатории, а также сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль органа по сертификации за объектом сертификации.
Регистрация и срок действия декларации
В процессе оформления декларации о соответствии проверяется масса параметров: правильно ли заполнена форма декларации о соответствии; все ли копии документов собраны и предоставлены; есть ли данный товар в номенклатуре продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия и т.д. Этот процесс длится порядка семи дней.
Если во время регистрации выявится фальсификация данных, орган сертификации будет вправе отказать заявителю в регистрации декларации о соответствии. Если же все пройдет нормально, то декларации будет присвоен регистрационный номер, который состоит из кода органа сертификации и порядкового номера самой декларации в соответствии с реестром. В конечном итоге декларация о соответствии регистрируется в Едином Реестре Деклараций о соответствии, с которым можно ознакомиться на официальном сайте Ростехрегулирования.
Зарегистрированная декларация и документы, на основании которых ее принимали, хранятся у заявителя не менее 3-х лет после окончания срока ее действия. Кроме того, в органе по сертификации в течение того же срока хранятся копии ее и сопутствующих документов. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за продукцией, соответствие которой подтверждено декларацией о соответствии. И если ими будут выявлены какие-либо несоответствия, декларант будет обязан в течение 3-х дней сообщить в орган по сертификации, который регистрировал данную декларацию, о прекращении ее действия. Декларация о соответствии принимается на срок, который определяет сам производитель (поставщик) продукции исходя из того, какой срок выпуска продукции он запланировал или же, опираясь на срок действия сопроводительных документов.
Ситуация на сегодня
На сегодняшний день положение несколько прояснилось и вопросов стало меньше. На официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) можно ознакомиться с Реестром аккредитованных органов по сертификации, регистрирующих декларации о соответствии продукции «Биологически активные добавки».
Но даже то, что стал известен список таких органов, не решает проблемы их малого количества и удаленности от производителей. На данный момент всего 35 органов по сертификации имеют аккредитацию по продукции «Биологически активные добавки», из которых 20 (!) находятся в Москве, по 3 – в Санкт-Перетбурге и Новосибирске и по 1 – в Екатеринбурге, Томске, Барнауле, Ульяновске, Кемерове, Екатеринбурге и Улан-Удэ. Такое отдаление не только замедляет процесс регистрации деклараций, но и удорожает процесс из-за необходимых командировочных и почтовых расходов.
Разрешены и сомнения участников рынка о действительности сертификатов соответствия, полученных ранее. 17 марта 2010 г. Постановление правительства № 982 было дополнено пунктом 3.1., который гласит, что сертификаты соответствия, выданные на продукцию до момента вступления в силу вышеуказанного постановления, считаются действительными до окончания срока их действия и в рамках срока годности продукции.
Таким образом, с 14 февраля 2010 года в продажу могут поступать только те биологически активные добавки, которые прошли процедуру обязательного подтверждения соответствия. Это требование также справедливо в отношении их рекламы. Иными словами, реклама БАД, которые не прошли данную процедуру не допускается. И в случае ее обнаружения, это будет квалифицироваться как факт нарушения пункта 6 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», что предусматривает несение ответственности, как рекламодателем, так и рекламораспространителем.
Несмотря на это, компании-участники рынка отнеслись к такой инициативе правительства весьма позитивно. Они считают, что это поможет навести порядок на рынке биологически активных добавок и поспособствует улучшению качества продаваемой продукции. А кроме того, будет нелишним ужесточение контроля над информацией, которая распространяется при помощи рекламы. В конечном итоге и покупатели, и продавцы останутся довольны.
Источник