Предисловие
В 1982 г. Майк Маллер [Mike Muller], автор книги «Здоровье народов» [The health of Nations] - одного из первых крупных исследований международного фармацевтического рынка - заметил, как трудно идти в ногу с быстро меняющейся ситуацией в этой области. Сегодня эти слова еще более актуальны. Окружающий мир фармацевтического производства, маркетинга и использования лекарств меняется с захватывающей дух быстротой: фирмы сливаются и образуют стратегические альянсы для более прибыльного сбыта; применяются новые методы для исследования, разработки, изготовления и продажи продуктов; новые заболевания побуждают ученых искать способы их лечении, в то же время старые болезни - такие как туберкулез - возвращаются с новой силой.
Все это происходит на фоне экономической ситуации, когда правительства стремятся урезать затраты на медицинскую помощь, взваливая тем самым на плечи потребителей все более тяжкое бремя расходов на лекарства.
Несмотря на быстрое развитие, некоторые проблемы не меняются. В 1982 г. Маллер поднял вопрос о безопасности лекарств. Одним из приведенных им примеров был дипирон (анальгин) - болеутоляющее средство, которое может вызвать смертельную болезнь крови, - и этот препарат по-прежнему продается во многих странах. Дипирон и близкие ему по структуре болеутоляющие средства были предметом широких кампаний, проводимых в течении многих лет группами интересов потребителей, работниками здравоохранения, агентствами развития и другими организациями в защиту общественных интересов, которые поощряют более рациональное использование лекарств. Многие из этих организаций сейчас стали участницами всемирной сети «Международные действия за здоровье» [HAI - Health Action International], которая в 1993 г. впервые опубликовала книгу «Проблемные лекарства» (в данной редакции) в виде комплекта информационных материалов. (Первое издание было опубликование HAI в 1886 г.)
Независимая оценка дипирона и родственных ему болеутоляющих средств привела к заключению, что эти лекарства должны быть немедленно изъяты с международного рынка. Многие доказательства в пользу такого решения приведены в главе о дипироне из этой книги.
В июле 1994 г. ведущий производитель продуктов дипирона в мире германская фирма Hoehst объявила, что к концу 1995 г. она полностью снимет с производства Баралгин - комбинированный аналгетик, содержащий дипирон (с питофеном и фенпиверинием). Hoehst продает Баралгин примерно в 40 странах. В Германии он был «добровольно» изъят с рынка медикаментов в 1987 г.
Однако фирма также выступила с заявлением, что не видит причины для изъятия «продуктов, содержащих только дипирон» [1].
Они продаются в 104 странах, и в 1993 г. объем их продаж достиг 152 млн. долларов США, или 2,5% от общего объема продаж фармацевтических препаратов данной компании [2]. Таким образом, кампания против дипирон-содержащих продуктов увенчалась частичным успехом, однако многое еще предстоит сделать.
Другая победа была одержана вскоре после выхода в свет комплекта «Проблемные лекарства». Крупнейшая фармацевтическая фирма в мире Merck, Sharp and Dohme (MSD) отреагировала на критику в свой адрес, направленную против продвижения на рынок антигистаминного препарата ципрогептадина (обычно применяющегося для лечения сенной лихорадки и похожих аллергических реакций) в качестве стимулятора аппетита для детей в развивающихся странах. MSD заявила, что вычеркнет показание «возбуждение аппетита» из всех фармацевтических досье ципрогептадина, и в течение 1994 г. изъяла с рынка все комбинированные препараты ципрогептадина и витаминов - продуктов, которые, как признала фирма, чаще всего употреблялись для стимулирования аппетита. Как и с дипироном, это еще один пример лекарства, которое много лет представляло собой проблему, хотя имелись убедительные и ясные доказательства против его использования. Тем не менее, в обоих случаях потребовалось время и значительные усилия, чтобы убедить фирмы поставить на первое место интересы общественного здоровья, а не извлечение частой прибыли.
Оба этих примера также демонстрируют различия в регламентации и информации, существующих в разных странах. В США дипирон считался «устаревшим» лекарством почти 20 лет; аналогичным образом Управление США по контролю за пищевыми и лекарственными продуктами (EDA) уже в 1971 г. сделало вывод о недостаточности доказательств для использования ципрогептадина в качестве стимулятора аппетита. Данная книга помогает выявить существующие различия в стандартах. Что еще более важно, она приводит примеры случаев, когда эти различия использовались для извлечения коммерческой выгоды. Книга также высвечивает множество дополнительных проблем в отношении лекарств, с которыми все мы сталкиваемся. Все чаще и чаще решения о выборе лекарства будут принимать не медики и фармацевты, а потребители. Во многих странах все больше медикаментов переходит в разряд отпускаемых без рецепта: частично это позволяет перенести бремя расходов на лекарства непосредственно на потребителя и экономит бюджетные затраты государства. Этот переход к самолечению и регистрации большего количества продуктов в категории отпускаемых без рецепта несет фармацевтической промышленности ряд очевидных выгод. Лекарства, отпускаемые без рецепта, часто воспринимаются как «безопасные». По мере того, как все больше продуктов переходит в категорию отпускаемых без рецепта, это несколько сомнительное определение становится еще менее убедительным. Тем не менее, многие из этих новых, отпускаемых без рецепта медикаментов продаются так, как будто они действительно безопасны, и больше внимания уделяется продвижению продукта на рынок, нежели информированию потребителя о том, когда эти лекарства не следует принимать, или об их побочных эффектах и надлежащем использовании. Во многих странах продукты подобно дипирону и ципрогептадину можно купить без рецепта. Использование этих продуктов не лишено риска. Потребители заслуживают большей информации о продуктах, которые они, возможно, будут принимать.
Параллельно изменениям в регистрации медикаментов идет изменение в отношении между потребителем и теми, кто назначает лекарства. Сегодня все больше признается необходимость более равноправных отношений между ними, как и права потребителя участвовать в выборе лечения. Однако представляемая потребителям информация часто недостаточна. В эту книгу включены многие вопросы, которые потребители могут задать медикам и фармацевтам, чтобы получить лучшую информацию о лекарствах, которые они принимают.
Однако инициативу для обеспечения лучшей информации должна проявить фармацевтическая промышленность - основной источник информации о лекарствах. Фармацевтическая промышленность регулярно говорят о высоком качестве своих медикаментов. Ей вряд ли стоит в такой же степени гордиться качеством информации о том, как не следует использовать эти лекарства, что и демонстрирует каждая глава этой книги. К примеру, Бюро технической оценки проектов (БТОП) при Конгрессе в США обнаружило, что маркировка и листовки-вкладыши по крайней мере половины из выборки продуктов, продаваемых американскими фирмами в четырех странах - Бразилии, Кении, Панаме и Таиланде - не обеспечивали достаточной информации, позволяющей врачам использовать их безопасно и эффективно. БТОП делает вывод, что «если полагаться на информацию, предоставленную изготовителями, это может привести к серьезным или жизнеугрожающим медицинским проблемам, или - в лучшем случае - неэффективному лечению» [3].
Новый стиль маркетинга - фокусирование внимания на конкретной болезни или синдроме - это стратегия промышленности, уже вызывающая определенную озабоченность в США и Западной Европе. Похоже, эта идея получит распространение. По словам Филлипа Шелдона [Philip Sheldon], директора по связям с общественностью фирмы Upjohn в США, «Цель - сделать эту болезнь более узнаваемой и побудить пациентов обращаться за лечением. Безусловно, нами движет не только альтруизм - мы хотим быть частью этого лечения» [4]. В статье об этой стратегии, напечатанной в Wall Streat Journal, говорилось: «Большинство потребителей понятия не имеют, что исследования и информация для населения фактически являются частью плана по продаже лекарств. Фармацевтические фирмы, как правило, почти не оставляют «отпечатков пальцев», проводя свои кампании по борьбе с заболеваниями через фирмы по связям с общественностью, группы пациентов, «институты» и различные третьи стороны». Эти новые стратегические меры мало способствуют здоровью или более рациональному лечению. Среди мер, при помощи которых правительства могут улучшить ситуацию, - более строгая регламентация продвижения лекарств на рынок и предоставление более точной информации для лиц, назначающих медикаменты, и для потребителей.
Данные, приведенные в этой книге, еще раз подчеркивают, что правительства, потребители и лица, назначающие лекарства, должны быть более бдительными в своих усилиях по достижению более рационального использования лекарств. Книга приводит не двухсмысленные высказывания независимых экспертов о целом ряде лекарств, и сравнивает эти оценки с тем, как эти лекарства фактически используются в разных местах. Тем самим книга помогает привлечь внимание к тому, что Всемирная Организация Здравоохранения назвала «изначально заложенным конфликтом интересов» между законными коммерческими целями фармацевтической промышленности и социальными, медицинскими и экономическими потребностями медиков, фармацевтов и потребителей выбрать и использовать лекарства «наиболее рациональным способом» [5].
Источник