13 июня, 2019 г. 19:26

Диагноз: повреждение мозга – это не приговор!

Накануне празднования Навруза при поддержке Министерства здравоохранения Республики Узбекистан Ташкент посетил всемирно известный специалист по детскому развитию Дуглас Доман, вице-директор Институтов достижения человеческого потенциала, чей отец Гленн Доман произвёл «мягкую революцию» в деле реабилитации детей с повреждением мозга. Дуглас – сын и главный последователь своего отца, который активно пропагандирует и на практике применяет  методики по реабилитации детей с поражениями головного мозга, а также развивающие методики для обычных детей, в серию которых входит необычно раннее (с первого года жизни) обучение чтению и математике, а также методики физического развития.

Дуглас Доман провёл две лекции, которые прошли в Конференц-зале Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои, первая из которых была посвящена реабилитации детей с повреждениями головного мозга и привлекла огромное количество специалистов, врачей, педагогов, а также родителей детей имеющих задержку развития, ДЦП, повреждение мозга и т.д.

Вторая лекция вызвала ещё больший интерес и широкую аудиторию слушателей. В ней Дуглас Доман рассказал о важности и методиках раннего развития физических навыков и интеллектуальных возможностях ребёнка, о возможностях стимулирования активности мозга здоровых детей в период от 0 до 6 лет, и о  мощном интеллектуальном потенциале, которым обладает каждый ребенок от рождения. Задача родителей заключается лишь в том, чтобы помочь развить и реализовать этот потенциал: «дать неограниченные возможности в жизни».

В обеденный перерыв между лекциями, мне удалось пообщаться и задать несколько вопросов  всемирно известному  американскому  специалисту  по детскому развитию Дугласу Доману.

Журналист: Господин Доман, Ваш отец является основателем весьма результативной на сегодняшний день методики реабилитации детей с повреждением мозга. Расскажите, каковы принципы методики и на чем она основывается?

Дуглас Доман: Всю сознательную жизнь мой отец — Гленн Доман — посвятил лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга.  В 1955 году он вместе с группой ученых основал Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. Цель Института – взять ребенка с мозговой травмой, как бы тяжело он ни был поражен, и помочь ему стать нормальным физически, интеллектуально, физиологически и социально.  Многолетние исследования института показали,  что традиционная методика занимается устранением симптомов, поэтому является неэффективной.  Чтобы устранить причину надо работать над центральной нервной системой. Тогда симптомы уйдут сами по себе. Результаты исследований были опубликованы в 1960 году в журнале Американской медицинской ассоциации. Это был первый научный опубликованный труд, подтверждавший улучшение состояния детей с повреждением мозга.

Журналист: Получается Вы идёте в разрез с традиционной методикой, примитивной физиотерапии и медикаментозной методикой?

Дуглас Доман:  Понимаете, есть пять путей в мозг: мы можем видеть, слышать, осязать, чувствовать вкус и запах. Через это мы получаем всю информацию. Чтобы добиться результата, нужно воздействовать на мозг, который не дает страдающим детям нужной информации посредством упомянутых пяти путей. Чтобы воздействие было эффективным, его нужно совершать часто, интенсивно и регулярно. Рост клеток мозга поможет ребенку восстановить утраченные функции. Поэтому одной из наших задач является научить родителей стимулировать работу мозга ребенка. Программа может занять от 6 месяцев до нескольких лет, и в ее рамках мы обязательно учим родителей работать с детьми в домашних условиях и быть независимыми от нас.

Журналист: Можете рассказать по подробней, что включает в себя эта программа?

Дуглас Доман: Программа для детей с повреждениями мозга включает в себя следующее:

- Пэттернинг — ритмические манипуляции конечностями и головой

-Ползание — передвижение вперёд, причём живот остаётся в контакте с полом

-Ползание — передвижение вперёд, причём живот приподнят над полом

-Рецепторная стимуляция — визуальная, тактильная и слуховая стимуляция

-Экспрессивные занятия — например, поднимание различных предметов

-Дыхательная маска — дыхание в маску повторного вдоха для увеличения количества углекислого газа во вдыхаемом воздухе, что должно усилить кровоснабжение мозга

-Подвесные упражнения — передвижение вися на брусьях или вертикальной лестнице

-Гравитационные/антигравитационные упражнения — перевороты, сальто, висы вниз головой

Программа очень интенсивная и разработана для использования родителями в течение всего дня в домашних условиях.  Также, детей нужно учить читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, эти же слова — громко произносить. Урок надо проводить несколько раз в день по 5-10 секунд. Когда дети начинают читать, постепенно они начинают и двигаться. Систему можно применять в работе и со здоровыми детьми. Мозг человека растет до семи — семи с половиной лет, но сильней всего он растет в первые три года. Поэтому система, в первую очередь, направлена на 3-4-летних малышей. Подробнее о методе можно узнать из книг «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга», «Как научить своего малыша читать», «Как научить вашего ребенка быть физически превосходным».

Интервьюер: Господин Доман, организаторы акцентировали внимание на привлечение родителей детей до шести лет, а есть ли возраст, с которого детям с повреждением мозга уже нельзя помочь?

Дуглас Доман:  Наша методика может помочь всем — от новорожденных до взрослых людей. За время существования института, мы не отказали ни одному ребенку вне зависимости от тяжести его мозговой травмы или возраста.  Показательно, что 60 лет назад Институт начал свою работу именно со взрослых. На сегодняшний день самому взрослому пациенту Института 70 лет, он доктор наук по химии, обратился к нам после инсульта. Инсульт является повреждением мозга и его можно перенести в любом возрасте, даже в утробе матери.

Интервьюер: Исследования Вашего отца были обнародованы более полу века назад, тогда же и был основан Институт достижения человеческого потенциала. Почему эти методики до сих пор они так мало известны и распространены в мире?

Дуглас Доман: Институт оказывает помощь детям со всего света.  Его офисы находятся в Мексике, Испании, Франции, курсы для родителей проводят в США, Италии, Японии, Мексике, Сингапуре, Дании и Норвегии. Могу с уверенностью сказать,  что наши методы известны миру.  Но мы некоммерческая организация, у нас нет огромного бюджета. Но несмотря на это Я и другие специалисты нашего института ездим по миру, знакомим людей с методом и делаем все возможное.

Интервьюер: Ежедневный контакт с  детьми с ограниченными возможностями, их родителями, и их проблемами, с какими эмоциями и какими чувствами вы подходите к своей работе? Это чувство жалости и сострадания?

Дуглас Доман: Мои родители основали институт, когда мне было 2 года. Поэтому я не могу вспомнить ни одного периода в своей жизни, когда я бы не был окружен детьми с повреждением мозга. В большинстве случаев это дети высокоинтеллектуальные и  вызывают чувство уважения. Для меня они в первую очередь дети, а уже потом — дети с повреждением мозга. И никакой жалости. Какую можно чувствовать жалость к детям, которые постоянно учатся и каждый день достигают определенных побед? Ими можно только восхищаться! Когда видишь, как парализованные дети постепенно начинают двигаться, потом ползать, карабкаться и, наконец, ходить и бегать, чувствуешь неописуемое чувство радости.

Интервьюер: Господин Доман, Вас сильно поджимает время, но у меня есть ещё один последний вопрос, основным направлением Института достижения человеческого потенциала остаётся реабилитация детей с повреждением мозга, чтобы Вы могли сказать или пожелать в адрес родителей, мам этих детей?

Дуглас Доман: 20 лет назад известный жокей из Японии Фуканага упал с лошади. Животное наступило ему на голову, и он впал в кому. По статистике, в таких случаях выживают 10% людей. Он обратился за помощью к нам в институт. Мой отец пообещал, что если парень будет выполнять программу, то через год встанет на ноги. В то время я был в шоке от заявления отца. Но через 12 месяцев Фуканага начал ходить. Его отец — тренер по верховой езде — занимался с ним. Тогда я понял одну удивительную вещь: когда вокруг человека с повреждением мозга мобилизуется вся семья, нет болезни, нет проблемы которую нельзя было бы не решить. Никогда не теряйте надежду и верьте.

Интервьюер: Спасибо!

Подводя итоги визита, лекций и интервью Дугласа Домана хочется подчеркнуть следующее, не понаслышке  знаю всю тяжесть проблемы повреждения мозга и других отклонений в развитии детей. Работа, теория и методы Глена Домана, отца основателя данной методики очень обнадёживают и питают огромной верой и оптимизмом людей, которые столкнулись с этой проблемой. Данная работа имеет многогранную социальную значимость, ведь данная проблема очень часто приводит к развалу семьи, когда один из родителей не выдерживает огромную психологическую нагрузку, или куда более не выдерживают оба и от таких детей пытаются избавиться. Методики реабилитации Глена Домана, в большинстве случаев не только помогают реабилитировать больного ребенка, но и сделать его полноценным членом общества, а также сохранить семью. В завершении хочется сказать огромное Спасибо Дугласу Доману, который продолжает дело отца и помогает обществу в целом и детям в частности, а также всем добрым людям и волонтёрам, которые помогли организовать и провести это мероприятие.

Интервьюер  Руслан Кузьменко

Источник


Оставить отзыв
Оценка:
              
Текст отзыва

Ваше имя
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором