13 июня, 2019 г. 19:22

Изучение рынка медицинских услуг поведенческих взаимоотношений между врачом и пациентом

(II часть)

 

Отношение врача и пациента на рынке медицинских услуг, приобретают новую значимость в условиях реформирования современного здравоохранения.

В целях изучения взаимоотношений между врачом и пациентом было проведено анкетирование врачей (I часть исследования) и пациентов путем социологического опроса «Отношение врачей и пациентов к патерналистской модели в медицине».

Для изучения «Отношение пациентов к патерналистской модели в медицине» было опрошено 200 респондентов, из которых подвергнуты статистической обработке 154 пациентов (больных), получавших медицинскую помощь в различных медицинских учреждениях здравоохранения г. Ташкента, в том числе в стационарных - 65 и в двух семейных поликлиниках -  89 (соответственно 35 и 54). Основные вопросы анкеты посвящены отношениям врачей и больных (пациентов)  к патерналистской модели в медицине.

Респондентами были выздоравливающие пациенты - 44% мужчин и 56% женщин в возрасте от 30 до 55 лет. Выяснилось, что пациенты ценят профессионализм и моральные качества врачей (доброта, милосердие, понимание).

Почти половина опрошенных пациентов не знают ответа на вопрос, удовлетворены они своим лечащим врачом, и только 20,4% респондентов удовлетворены своими лечащими врачами и доверяют той информации, которую сообщает лечащий семейный врач или ВОП.

 

Рис.1. Удельный вес удовлетворенных пациентов от лечащих врачей (в %)
В ходе анкетирования была поставлена задача - выяснить, насколько меняется отношение к врачу в ходе общения с ним. 36% пациентов, т.е. большинство ответили, что их отношение к врачу меняется. Видимо, это говорит о том, что межличностное общение играет большую роль для пациента. 16% респондентов отметили, что их отношение к врачу не меняется в ходе лечения. Возможно, что общение с врачом отвечало их ожиданиям. Однако настораживает тот факт, что достаточно большое число составляют пациенты, кто расстался с иллюзиями в процессе межличностной коммуникации в сторону ухудшения своего мнения о враче.

Важным условием хорошего контакта между врачами и пациентами (больными) является прием врача. Для выяснения этого вопроса респондентам был задан такой вопрос «Когда Вы приходите на прием к врачу, как он Вас встречает?» и получен ответ, показывающий внутреннюю структуру психологического состояния лечащего врача. Во время приема своих больных (пациентов) врачи встречают их доброжелательно с улыбкой и вниманием – в 45% случаях. Это показывает, что менее половина врачей уделяют достаточное внимание созданию дружелюбной атмосферы. Одна четверть врачей принимают своих пациентов (больных) с грубым отношением, что является отталкивающим фактором. Без внимания (15%) и равнодушно или холодно (15%) проводят прием врачи и это обстановка тоже отрицательно влияет на число клиентов (рис. 2).

Рис.2. Когда Вы приходите на прием к врачу, как он Вас встречает?  

Во время контакта врача и пациента (больного) возникает живая дружеская беседа о состоянии здоровья пациента (больного). Поэтому каждый пациент (больной) на приеме  хочет получить удовлетворение, информацию о ходе диагностики и лечение. Анализ рис.3. показал, что половина респондентов считают, что им врачи ничего не объясняют и сами решают как лечить их, не поставив пациентов (больных) в известность (50% случаях). Это обстановка сама говорит о том,

 

 


 

Рис.3. Во время консультации Вам…
что пациенты (больные) заинтересованы о своем здоровье и поэтому хотят больше знать о ходе процесса диагностики и лечения. Тем самым пациент (больной) хочет активно участвовать в этом необходимом процессе. Почти одна четверть респондентов думают, что “врачи им объясняют очень понятно, и я сам сделал необходимый для меня выбор”. Это говорит о добросовестном труде врача, который всесторонне объяснил для пациента (больных лиц). Каждый пятый пациент или больной отметили, что им врач объяснил, но они ничего не поняли.  Это говорит о том, что врачи не уделяют достаточно времени для правильного и доступного объяснения ситуации больным (пациентам). Около 5% респондентов отметили, что врачи им объяснили альтернативные варианты лечения и получаемые результаты. В ходе исследования, мы пришли к выводу, что во время подготовки врачей и при повышении квалификации необходимо больше внимания уделять таким моментам, как отношения между врачами и пациентам (больным).

            Огромное значение для пациентов (больных) имеет время, которое они ожидают приём врача. Анализ рис. 4. показал, что пациенты (больные) принимаются со стороны врачей в течение 10-15 минут – 60%, за 30 минут - 20% и более часа – 17% случаев. Эти данные свидетельствует о том, что врачи стараются придерживаться регламента отпущенного на прием пациента и вместе с тем готовы увеличивать время на диагностику «тяжелого» случая, но это ведет к долгому ожиданию своей очереди других пациентов.

Рис.4. Как долго Вы ожидали приема врача? 
                                   
            Анализ показал, что оценили отношение врачей на отлично – 47% респондентов, на хорошо – 25%, удовлетворительно – 15% и неудовлетворительно – 10%.

            На  вопрос «После окончания лечения, поддерживаете ли Вы контакт с врачом (по телефону, электронная почта и т.п.)» положительно ответили 65% респондентов, а остальные ответили отрицательно (рис.5). Этот показатель сам по себе не развивается, а аккумулируются в сознание пациентов (больных).

Рис.5. После окончания лечения, поддерживаете ли Вы контакт с врачом
(по телефону, электронная почта и т.п.)  
           
            По мнению большинства пациентов (больных лиц), для получения медицинской помощи, особенно качественной оказывает влияние материальный статус самих пациентов. Только 5% пациентов (больных) отметили, что материальный статус пациента (больного) не оказывает влияние и у 5 % случаев – не всегда влияет.


Рис.6. Влияет ли материальный статус пациента на получение медицинской помощи? 

            На вопрос «Всегда ли пациент может получить высококачественную медицинскую помощь, независимо от своего благосостояния» были получены следующие ответы со стороны респондентов. 77% респондентов считают, что нельзя получить высококачественную медицинскую помощь в современных условиях. В более 11% случаях респонденты считают, что возможно и каждый 10 респондент считают - нет.

 

 


 

Рис.7. Всегда ли пациент может получить высококачественную медицинскую помощь, независимо от своего благосостояния?

            На вопрос «Согласны ли Вы, что в современном здравоохранении отношения врача и пациента приобрели суть отношений продавца и покупателя? » респонденты ответили «Да» - в 90% случаев и только лишь  в 4% «Нет». Эти данные свидетельствует о сформировавшейся ассоциации

Рис.8. Согласны ли Вы, что в современном здравоохранении отношение врача и пациента приобрели суть отношений продавца и покупателя?  

у пациентов (больных лиц) в современных условиях и поэтому систему здравоохранения можно спокойно переводить на рельсы платных услуг.

            Общеизвестно, что войти в доверие человека не так легко, а в доверие больного тем более. Поэтому нам хотелось оценить доверительное ли отношение респондентов к врачам. Анализ показал, что 45% респондентов доверяют врачам, не всегда доверительно относятся – 40% и отсутствует доверие – у 15% респондентов. Врачи должны более усердно работать над тем, чтобы развить доверие у пациентов (больных лиц) (рис. 9). Это очень важно.


Рис.9. Доверительно ли Вы относитесь к врачам? 
           

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, опрос пациентов позволил сделать вывод, что большинство пациентов доверяют врачам, при этом не все готовы знать всю информацию о болезни, они согласны, чтобы лечение им назначал врач без обсуждения с ними. Пациенты хотят от врача одного - внимания, терпения, доброты, отзывчивости и профессионализма. Ни врач, ни пациент не видят друг в друге равных партнеров, и это вполне устраивает и тех, и других.

Виктория Дудукина

Руководитель проекта
Компания «MAHMIT-KONSALTING»

Website: www.mk.uz
E-Mail: info@mk.uz, recruiting@mk.uz



Оставить отзыв
Оценка:
              
Текст отзыва

Ваше имя
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором