Министерство здравоохранения Республики Узбекистан представило проект Концепции развития инновационного процесса в системе здравоохранения.
За 15-летний период в области здравоохранения на грантовой основе было выполнено свыше 80 грантов, только за последние 4 года их число достигло 64 (или 80%). И если в 2009 г. финансирование 24 проектов составляло 451 млн.сум, то уже в 2012 г на выполнение 36 проектов было выделено 1500 млн.сум.
Вместе с тем, на этом фоне по внедрению результатов выполняемых грантов начал всплывать ряд острейших проблем, касающиеся специфики системы здравоохранения. В связи с отсутствием производственных предприятий в системе здравоохранения и в соответствии с существующей законодательной базой научные исследования в медицине в большей степени направлены в сферу услуг медико-социального характера, чем производства товаров.
За 15-летний период внедрение производственных технологий осуществлялась лишь в 13,5% инновационных грантов, и только половина из которых (6%) составляли фармацевтические препараты. Инновационные гранты по налаживанию производства медицинской техники и их комплектующих отсутствовали.
В половине из числа инновационных грантов, где осуществлялось внедрение в практику здравоохранения, объектами инновации служили хирургические операции и манипуляции по таким направлениям специальностей как: хирургические болезни и реанимация, травматология и ортопедия, гинекология, детская хирургия. Именно то, что соответственно законодательству не используется в частном секторе здравоохранения (коммерческие поликлиники), а должны выполняться только в бюджетных организациях. Более того, не только оперативные вмешательства, но и другие лечебно-диагностические и профилактические технологии и мероприятия, внедряемые в практику здравоохранения, в подавляющем большинстве случаев (до 80%) направлены на социально уязвимые контингенты населения, государственная защита здоровья которых гарантирована действующим законодательством Узбекистана и регулируется путем выполнения ряда Государственных программ. Определенная часть инновационных грантов была направлена на совершенствование организации управления в системе здравоохранения, особенно той её части, которая находится на бюджетном финансировании. Поэтому процесс внедрения таких грантов осуществлялся через соответствующие организации Министерства здравоохранения. Вместе с тем, в основной части (до 70%) инновационных грантов объекты инновации внедрялись либо на территории тех же учреждений, где и разрабатывались, либо в находящихся в их прямом подчинении собственных филиалах.
Такая ситуация сложилась возможно из-за низкого интереса других учреждений к внедряемой информации по причине отдаленности предлагаемых технологий от решения насущных специфических задач практики здравоохранения или проблем материально-технического характера.
В целом причинами могут быть также отсутствие рыночных отношений в подавляющей части системы здравоохранения, бюджетное финансирование, отсутствие структур, контролирующих инновационный процесс, а также интереса у разработчиков в реальном внедрении в практику инновационного продукта из-за нерешенности вопроса стимулирования творческого труда и другие.
На решение этих проблем направлен предложенный Минздравом проект Концепции, целью которой является обеспечение более полного использования результатов научных исследований для решения насущных проблем практики здравоохранения на основе оптимизации структуры и повышения эффективности процесса внедрения инновационных технологий.
Проект Концепции состоит из 6 глав, в которых рассматриваются принципы и механизмы проведения инновационного процесса в системе здравоохранения, порядок его проведения в зависимости от категории инновационных проектов, их финансирование, структуры, призванные осуществлять инновационные процессы в системе здравоохранения и другие.
С полным текстом проекта Концепции можно ознакомиться здесь.
Источник