На чем зарабатывают фармацевтические бренды? Часть 2
Рынок лекарств Узбекистана наводнен препаратами зарубежного производства. Ассортимент представлен гигантами фармацевтического рынка, яркими представителями которых являются Pfizer, Merck & Co, GlaxoSmithKline, Berlin-Hemi, Novartis (Hexal, Lek), Merck KGaA, Sanofi-Aventis, Teva, Schering Plough (поглощенная Merck & Co), Nycomed, Schering, Solvay Pharma, Hoffmann La-Roche, Bayer.
Почти все эти компании имеют свои представительства в Ташкенте. А значит, их препараты лежат на полках отечественных аптек. Пятизначная цена некоторых из них поражает своей недоступностью больший процент населения республики.
Давайте попробуем разобраться, из чего складывается дороговизна импортных препаратов?
Первое. Все дружно скажете «Реклама!» Будете правы и не правы одновременно. Да, зарубежные компании, как оказалось, охотнее вкладывают в рекламу различного направления: ролики и тематические передачи на телевидении, радио, PR-статьи в печатных изданиях, наружная реклама. На это всё требуются немалые денежные средства. Респект агентству De Facto, они все подсчитали.
Второе. Активное продвижение лекарственных средств среди врачей, фармацевтов и провизоров. Дело в том, что не все медицинские препараты можно широко рекламировать. А только те, которые отпускаются в аптеках без рецепта. Львиную же долю продукции фармацевтики рекламировать в открытую не позволено. Поэтому, практически во всех иностранных представительствах есть такая должность как «медицинский представитель» – модная нынче профессия.
Что же входит в круг обязанностей медпредставителя? Осведомление о продукции мира фармацевтики. Это достигается несколькими путями, один из которых подготовка и проведение конференций для врачей поликлиник и больниц. А чтобы врачи охотнее задерживались вне рабочего времени на семинары, их потчуют бесплатными кофе-брейками, которые в свою очередь вносятся в столбик бухгалтерской отчетности «затраты на рекламу», одаривают блокнотиками, пакетиками, ручками и прочей мишурой с логотипами лекарственных средств (ЛС).
Осведомление может быть и индивидуальным. При мне в родной районной поликлинике медицинский представитель компании «Novartis» проводил презентацию новых лекарственных препаратов в то время, когда в коридоре ждала очередь из пяти больных. Слава богу, что не смертельных больных. Сидела я в очереди к терапевту. Этот милый молодой человек оставил врачу флаер, блокнот и ручку. Естественно, что «наш человек, который на такси в булочную не ездит», будет считать себя «обязанным» за такие мелочи-подарки, в научной рекламной среде называемые «стимулами». И будет стараться отработать презенты иноземной компании, выписывая налево и направо зарубежные лекарства, оттирая на задний план отечественного производителя.
А что тут плохого скажете вы? Я - не консерватор и ничего не имею против чего-нибудь нового. Но меня всегда смущает единственная неоднозначная строка в инструкциях импортных препаратов последних лет: «Побочных явлений и отрицательного влияния на организм не выявлено». И точка. Да, конечно, в США в 60-е гг. прошлого века побочных явлений от снотворного талидомид (контерган) не было выявлено. Только лет через 10 обнаружилась прямая зависимость между приемом препарата и физическими уродствами у новорожденных, мамочки которых так тщательно старались уснуть во время беременности.
Тут мы подошли к новой статье расходов на медицинские препараты практически всех гигантов фармацевтической промышленности. Лабораторные исследования и апробация. Существуют оригинальные ЛС и дженерики. Первые производятся в основном крупными компаниями после тщательных разработок, апробаций и испытаний, которые занимают минимум 5 лет.
Дженерики же – это химические аналоги тех же оригинальных средств, но называющиеся как-нибудь по-другому. Например: всем известный препарат «Баралгин» и его дженерик «Барангин». Разница всего в одной букве. Выражаясь простым языком, дженерик - качественная и легальная «подделка». Дешевая, но качественная! Дешевая потому, что не надо было тратиться на многолетние исследования и лабораторные анализы. А качественная потому, что формула взята у надежного оригинального востребованного препарата. Поэтому большинство крупных фармбрендов так стремятся поглотить мелкие компании, выпускающие дженерики. И им это успешно удается. Вот вам еще одна статья расходов, включенная в стоимость товара.
Не так давно в Великобритании разразился скандал, после того как статья о подкупах врачей фармацевтами имела широкий резонанс среди читателей British Medical Journal. В статье говорилось, что «фармацевтические компании подкупают британских врачей. Врачи принимают все больше подарков от компаний, начиная от ручек и календарей, кончая медицинскими семинарами, которые проводятся в гольф-клубах. Например, расследование журнала показало, что в исследованиях, которые финансируют фармацевтические компании, результаты получаются благоприятными для продукции спонсора чаще, чем в исследованиях, которые финансируются из других источников». Другая цитата из The Daily Telegraph: «Бесплатные обеды, спонсируемые конференции, выходные в гольф-клубах и "непозволительно дорогие отпуска" бросают врачей и фармацевтов "в объятия жадности и крайностей".
Inopressa.ru пишет следующее: «В США фармацевтические компании также не дремлют: ежегодно на их деньги для врачей организовывается 300 тыс. различных мероприятий. Дошло до того, что Университет Калифорнии рассматривает вопрос о запрете на организацию бесплатных обедов и посещения университета агентами фармацевтических фирм».
Если у себя на родине фармацевтические гиганты поступают так, то почему бы и в других странах не заниматься продвижением своих препаратов по отработанной и налаженной схеме?
А в последнее время на руку крупным и не очень фармацевтическим компаниям сыграла шумиха вокруг «свиного гриппа». В разгар мирового кризиса именно гиганты фармацевтики активизировались и стали скупать компании, оказавшиеся на грани краха. Так недавно Merck & Co, находившаяся на восьмой строчке рейтинга США, купила немецкую компанию Schering Plough, убытки которой за последний год составили 48%, поднявшись тем самым на вторую строчку хит-парада фармацевтической промышленности.
Хотелось бы привести строки из статьи под названием «Рыльце в пушку у производителей лекарств?» проекта "Мониторинг СМИ".
Цитата.
Знаменитая швейцарская компания, выпускающая "единственную защиту от всех гриппов" препарат "Тамифлю", в отчете за 2008 год зафиксировала убытки. Они наработали большую дозу лекарства в надежде на пандемию птичьего гриппа. А та не состоялась... И тут на тебе - свиной грипп! Очень вовремя.
- ВОЗ ввиду угрозы пандемии свиного гриппа уже закупила 72 миллиона упаковок "Тамифлю", - говорит руководитель Департамента маркетинговых исследований компании "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов. - Конечно, серьезных денег на борьбу с вирусом ждут и от правительств разных стран. Речь идет о таком "пустяке", как несколько миллиардов долларов, - столько в совокупности потратили в мире на разработки различных лекарств и вакцин от того же птичьего гриппа.
Сейчас страны соревнуются, кто быстрее сделает вакцину от свиного гриппа и "снимет сливки". Плюс, пока говорят об угрозе, на бирже активно растут акции фармацевтических фирм.
По оценкам экспертов, с начала мировой "гриппозной истерии" они выросли в среднем на 15 - 20%. А ведь в самом начале кризиса производители едва успевали считать убытки!
Источник