13 июня, 2019 г. 19:27

Узбекские врачи принимают не клятву Гиппократа, а присягу врача

Наши врачи принимают не клятву Гиппократа, а присягу врача. Ниже приводится текст статьи 44 «Закона Республики Узбекистан об охране здоровья граждан» полностью:

«ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
Статья 44. Присяга врача Республики Узбекистан
Лица, при получении диплома врача, приносят присягу следующего содержания:
«Получив высокое звание врача и приступая к медицинской деятельности, я торжественно клянусь:
посвятить лечению больного и охране здоровья человека все свои знания и умения;
оказывать медицинскую помощь каждому больному независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, вероисповедания, убеждений, социального происхождения и общественного положения, не жалея на это сил и времени;
ставить выше личных интересов здоровье больного, быть скромным и честным, постоянно совершенствовать свои медицинские познания и мастерство;
хранить врачебную тайну;
всегда нести людям добро и веру в исцеление;
продолжать славные традиции врачевания великих целителей Гиппократа и Ибн Сины.
Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь».
Врачи за нарушение присяги несут ответственность, установленную законом».

Попробуем детально разобрать эту статью с юридической точки зрения, то есть буквально по букве закона, во-первых,
и по духу закона (если буква неясная или неточная), во-вторых.
«Посвятить лечению больного и охране здоровья человека все свои знания и умения». По букве данная фраза означает, что врач теперь не может получать никаких иных знаний и умений, кроме врачебных. По духу надо было бы написать «При лечении больных и в деле охраны здоровья применять все свои знания и умения, постоянно их совершенствовать и развивать».
«Оказывать медицинскую помощь каждому больному независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, вероисповедания, убеждений, социального происхождения и общественного положения, не жалея на это сил и времени». Оказывать медицинскую помощь каждому больному, который обратился, невозможно не только для отдельных врачей, но иногда и для целых национальных систем здравоохранения. А если при этом еще не жалеть сил и времени, то что тогда останется от врача для его близких, да и для него самого? «Сгорая сам, свечу другим» — категорически неверный лозунг! Более прагматичен лозунг «Сам горю, свечу другим», в котором нет обязательств сгореть, есть обязательство гореть (так долго, как получится). Почувствуйте разницу!
По смыслу и духу этого пункта о предупреждении дискриминации пациентов правильнее было бы написать: «Оказывать медицинскую помощь больным независимо от пола, возраста, расы, национальности, языка, вероисповедания, убеждений, социального происхождения и общественного положения».
«Ставить выше личных интересов здоровье больного, быть скромным и честным, постоянно совершенствовать свои медицинские познания и мастерство». В этом пункте намешано несколько видов обязательств. Обязательство «совершенствования своих медицинский познаний и мастерства» надо добавить в первый пункт. А профессиональную скромность, честность, беспристрастность лучше выразить следующим образом: «Быть скромным и честным, при оказании медицинских услуг ставить интересы больного превыше всего в рамках закона». Указание на рамки закона и приоритет интересов больных именно при оказании медицинских услуг очень даже нелишне.
Кому из врачей приходилось разговаривать с прокурорами, тот знает, что прокурора не интересуют интересы конкретного больного, его интересуют факты нарушения закона – у него работа такая! А позволительно ли нарушать закон в интересах конкретного больного, можно ли интересы конкретного больного ставить выше закона? Да, закон несовершенен, но если после его нарушения во благо больному врача накажут, кому это надо – обществу, врачу, или этому больному? Завтра ведь никакой другой врач этого больного вытаскивать уже не будет, не захочет идти по пути первого врача.
«Хранить врачебную тайну». Само понятие врачебной тайны неправильно с точки зрения закона. Речь ведь идет не о той тайне, которая в голове врача, а той защищаемой законом тайне, которая связана с медицинской информацией о здоровье пациента. И кстати, эта информация находится также в головах медсестер, санитарок, фармацевтов и других работников, соприкасающихся с больным во время его посещения медицинских заведений. Потому что в соответствии со статьей 45 Закона даже сам факт обращения за медицинской помощью уже является тайной. На сегодняшний день наиболее правильным был бы термин «Медицинская тайна пациента», а это пункт должен быть сформулирован так: «Хранить медицинскую тайну пациента».
«Всегда нести людям добро и веру в исцеление». По жизни не всегда это возможно, однако врач всегда должен соблюдать правила врачебной этики и деонтологии. Так и нужно написать: «При взаимодействии с пациентами и коллегами соблюдать нормы и правила врачебной этики и деонтологии».
«Продолжать славные традиции врачевания великих целителей Гиппократа и Ибн Сины». Ну это вообще лирика и анахронизм!
Традиции в те времена были одни, сейчас другие. И, кстати, ни в те, ни в нынешние времена нигде и никто не ставил вопрос о том, что врач должен работать безвозмездно! Предлагается этот пункт сформулировать так: «Продолжать лучшие традиции великих целителей прошлого, отечественной медицины и своих учителей».
«Врачи за нарушение присяги несут ответственность, установленную законом». Юридически неграмотная фраза – ни в уголовном, ни в административном, ни в трудовом, ни в гражданском кодексе нет никакой ответственности за нарушение присяги врача. Есть ответственность за нарушение отдельных статей «Закона об охране здоровья граждан», но нет и не может быть ответственности за нарушение морального кодекса, каковой является присяга врача. Может быть, другие виды присяги (военная) имеют статус законодательной нормы, и в законе прописана ответственность за их нарушения, но ответственность по моральному кодексу врача моральная, а не юридическая. А вся необходимая юридическая ответственность в законе присутствует и так.
Когда врачу или медсестре начинают тыкать клятвой Гиппократа, обычно ставят целью заставить их что-то делать безвозмездно, либо в нерабочее время, либо с нарушением закона. А кто дал право требовать это вообще кому-либо? Или перед кем именно врач или медсестра брали такие обязательства на себя?
Сегодня мы живем в XXI веке, строим демократическое правовое государство. Пора изживать анахронизмы, как в жизни, так и в законе, пора совершенствовать законодательную базу системы здравоохранения.

Автор: Бахром Дурманов, кандидат медицинских наук, доцент

Источник: 12news.uz


Оставить отзыв
Оценка:
              
Текст отзыва

Ваше имя
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором