13 июня, 2019 г. 19:25

Встреча с начальником управления контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Гос.комитета РУз по демонополизации и развитию конкуренции

На рекламном рынке Узбекистана происходят важные перемены. Коррективы, внесенные в Закон «О рекламе», определили новые приоритеты в регулировании рекламной деятельности. Однако некоторые участники рынка уловили в этом лишь запретительный характер. Но не на «закручивание гаек» направлен процесс перемен, а на совершенствование механизма защиты прав и интересов потребителей, на которых, собственно, и нацелена реклама.
Корреспондент Информационного ресурса потребителей Узбекистана встретился с начальником управления контроля за рекламной деятельностью и защиты прав потребителей Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции Дильшодом Азимовым, чтобы прояснить ситуацию, связанную с изменениями на рекламном рынке лекарственных средств.


— Дильшод Абдухакимджанович, в Законе «О рекламе» сформулированы более четкие требования к рекламе лекарственных средств, отпускаемых без рецепта, а также к рекламе, предназначенной для медицинских работников, не могли бы вы прокомментировать суть нововведений?
— В Узбекистане, как известно, лекарственные средства рекламируются по европейской модели, согласно которой среди населения можно рекламировать только препараты безрецептурного отпуска. Такая реклама должна излагаться на доступном языке и обязательно содержать следующие сведения: полное, в том числе и международное фармакологическое название лекарственного средства, его производителя, основные показания к применению.
И непременно сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к применению рекламируемых лекарственных средств, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. И вот еще что немаловажно: предупреждению должно быть отведено не менее 10 процентов всей рекламы лекарственных средств и не менее 5 секунд эфирного времени в начале или в конце рекламного ролика на телевидении, а также в звуковом сообщении рекламы лекарства на радио.


— Но в законе о таких тонкостях ничего не сказано…

— А закон и не должен этого делать. Прочтите внимательно статью 178–1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, посмотрите постановление Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции «О внесении изменений и дополнений в постановление «Об утверждении Положения о размещении рекламы», загляните в другие нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, и вы непременно найдете эти изменения.

— А к действовавшим запретам на рекламу лекарственных средств добавлены новые?
— Вы, наверное, уже об этом знаете: введен запрет на размещение рекламы рецептурных лекарственных средств на общедоступных предметах — часах, календарях, зажигалках, брелоках, урнах, пепельницах, канцелярских товарах, значках, сувенирах и т. п.
Касается лекарственных средств, очевидно, еще один запрет. На рекламу продукции под видом другой продукции, товарный знак или знак обслуживания, которой тождествен либо сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания продукции, реклама которой запрещена, либо для нее установлены соответствующие ограничения или требования.

— Что, по-вашему, предусматривает запрет на использование в рекламе иностранных слов и выражений, способных привести к искажению смысла информации? Ведь очень многие иностранные слова прочно вошли в лексику как узбекского, так и русского языков. И если их изъять из рекламы или заменить другими словами, это может сказаться на ней не лучшим образом. Есть перечень запрещенных иностранных слов?
— Это новая норма, направленная на защиту потребителя, в том числе и лекарственных средств, от недобросовестной, ненадлежащей рекламы. Она не означает, что отныне запрещено использовать абсолютно все иностранные слова. Речь идет о тех, которые вызывают двусмысленность, некорректную игру слов, неблагозвучие, граничащее с жаргоном или ненормативной лексикой, искажают смысл, а порою и в заблуждение вводят. Статья 5 закона устанавливает, что на территории Узбекистана реклама распространяется на государственном языке или по желанию рекламодателя — на других языках. А зарегистрированные товарные знаки могут приводиться на языке оригинала.

— Среди вновь введенных запретов на рекламу есть, наверное, и другие табу?
— Конечно, есть. И они касаются рекламы лекарственных средств. Это, например, указание на то, что продукция одобрена государственными органами либо их должностными лицами. Помните, раньше в рекламе частенько звучало, что лекарство «одобрено Минздравом»? Так вот теперь ссылаться на авторитет госорганов не следует. Потребитель должен сделать выбор сам и, прежде всего, исходя из качества продукции.

— Какие проблемы чаще всего возникают при практическом применении законодательства в сфере рекламы лекарственных средств?
— У нас ведется очень активная работа по изучению рекламного рынка лекарственных средств. Недавно мы провели мониторинг ряда СМИ и выявили много случаев, когда в средствах массовой информации распространяется реклама рецептурных препаратов. Хотя по закону осуществляться она может только среди специалистов, имеющих право назначать и распространять лекарственные средства, и допускается в специализированных изданиях.
Вскрыты факты недостоверной рекламы. Одна фармацевтическая компания, явно преувеличив значение своего препарата, преподнесла его в рекламе как единственно существующий на рынке. В рекламном тексте другой фармкомпании говорилось о том, что ее препарат — очень эффективное лекарственное средство, и излечивает чуть ли не моментально.
Мы провели свое исследование, направили материалы в Министерство здравоохранения и получили от специалистов ответ, что эти рекламные тексты не соответствуют инструкции, утвержденной фарминспекцией. И только тогда Госкомдемонополизацией было принято решение о недостоверности обеих реклам.
А если заглянуть в не очень давнюю историю, то был у нас и такой случай. Одна, не помню уже какая, фармкомпания рекламировала тримол: прими, мол, одну таблетку, и все боли исчезнут!
Но чуда не происходило. Боли исчезали не все и не сразу. Согласно закону о рекламе, за недостоверные сведения и нарушение законодательства мы применили тогда к рекламодателю серьезные штрафные санкции, а сам этот случай стал для наших экспертов «наглядным пособием», как не надо делать рекламу.

— И много случаев недостоверной рекламы обнаружено в СМИ?
— Предостаточно. Иногда даже заведомо ложная реклама встречается. Самое худшее, когда рекламодатели ведут пропаганду самолечения с помощью лекарств быстрого действия, способных, якобы, за считанные дни или даже часы избавить человека от заболевания. Тут нарушается не только законодательство, но и подрывается авторитет врачаи медицины в целом из-за проведения в рекламе идеи о возможности вылечиться самостоятельно, без квалифицированной врачебной помощи.
Хотелось бы посоветовать нашим фармкомпаниям, чтобы они при размещении рекламы учитывали все эти моменты и знали, что комитет по демонополизации ведет постоянный мониторинг всего рекламного процесса. У нас тесные контакты с СМИ, радио и телевидением. Нам сообщают о всех фактах нарушения законодательства. И мы принимаем меры — возбуждаем дела, вводим штрафные и административные санкции к нарушителям.
Особенно осторожно я бы рекомендовал рекламодателям употреблять в своей рекламе такие слова, как «эффективный», «идеальный», «единственный». В них уже как бы заложены признаки недостоверности. А для подтверждения надежности рекламных сведений нужна полноценная доказательная база, что лекарства эти действительно эффективно лечат больного.

— И все же, какие самые распространенные нарушения у рекламодателей из фармацевтических компаний?
— Думаю, отсутствие в рекламных текстах ссылок на противопоказания в применении лекарства. Это очень болезненный вопрос. Не всегда, к сожалению, встретишь и пометку «Товар сертифицирован».

— Многие рекламодатели недоумевают: «как использовать рекламу лекарственных средств, распространяемых по рецепту врача, не нарушая при этом Закона Республики Узбекистан «О рекламе»?
— В статье 22 закона сказано однозначно: такая реклама в средствах массовой информации и в Интернете запрещена. Распространять ее разрешается лишь через справочно-информационные центры, на конференциях, симпозиумах, выставках, семинарах, которые организуются для врачей. И в специализированных изданиях. Но не в аптеках, как многие делают. Аптека — общедоступное место, и вывешивать в ней плакаты, информационные листы фармацевтических компаний, флайеры и буклеты с медпрепаратами — значит, нарушить законодательство о рекламе.

— А в специализированном издании рекламировать продукцию медицинского назначения, значит, можно?
— Если оно предназначено для врачей. Возьмем, к примеру, журнал Medical Express, пользующийся, кстати, авторитетом среди врачей, так как способствует обмену опытом. Он и распространяется только среди врачей. Такое издание вряд ли будет читать человек, далекий от медицины. А вот врач обязательно прочтет. Ведь прежде, чем назначать больному то или иное лекарство, он должен узнать его преимущества, недостатки, все противопоказания. А эти знания он найдет в специализированном издании, таком, как Medical Express, где печатаются видные ученые-медики, эксперты отрасли, где и реклама для врачей грамотно подается.

— Кстати, не могли бы вы прояснить вопрос об особом Порядке рекламы лекарственных средств, предназначенной для медицинских учреждений и медицинских работников, о котором говорится в статье 22 Закона «О рекламе»?
— Документ уже разработан Министерством здравоохранения и передан на регистрацию в Минюст…

— Что еще посоветуете фармкомпаниям в подаче рекламы?
— Обязательно учитывать особый менталитет нашей страны, национальные традиции. Потому что иная скопированная реклама, пусть и имевшая хороший результат где-то там, в Америке или России, в нашей специфической республике может дать совершенно обратный эффект. Понимаете, о чем я говорю? Она не будет соответствовать нашим общепринятым нормам морали и нравственности.
Так что, прежде чем размещать рекламу у нас, неплохо бы изучить все нюансы. Может, стоит даже добавить в нее немножко национального колорита.

Источник



Оставить отзыв
Оценка:
              
Текст отзыва

Ваше имя
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором