По мнению ЮНИСЕФ, несмотря на реформы, проводимые в последние годы в странах Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии, направленные на поддержку детей с ограниченными возможностями, и достигнутые в этой области положительные результаты, миллионы детей с инвалидностью по-прежнему остаются в стороне от жизни общества – забытые и «невидимые».
Согласно оценкам, из 5,1 млн. детей с ограниченными возможностями, проживающих в регионе ЦВЕ/СНГ, около 3,6 млн. не были зарегистрированы при рождении, что является нарушением одного из основных прав ребенка, в результате чего дети оказываются исключенными из жизни общества. Те же, кто был зарегистрирован, зачастую помещаются в интернатные учреждения или не имеют возможности посещать школу, что также нарушает фундаментальное право ребенка.
«Для решения этих проблем необходимо срочно принять политические меры на межсекторальном уровне», – заявила Мари-Пьер Пуарье, директор Регионального отделения ЮНИСЕФ для стран Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (ЦВЕ/СНГ).
Она прокомментировала выход в свет основного ежегодного доклада ЮНИСЕФ – «Доклада о положении детей в мире, 2013 год», – посвященного проблемам детей с ограниченными возможностями. В докладе говорится, что главным условием для обеспечения выживания и развития детей с инвалидностью является предоставление им доступа к соответствующим услугам, возможность расти в семейном окружении и учиться в школе по месту проживания.
«Дети с ограниченными возможностями – наиболее уязвимые члены общества. Страны нашего региона накопили положительный опыт и провели серьезные реформы в сфере улучшения условий жизни детей, однако теперь нам необходимо ускорить процесс интеграции детей с инвалидностью в жизнь общества», – отметила г-жа Пуарье, выступая на организованной ЮНИСЕФ встрече с постоянными представителями стран Восточной Европы и Центральной Азии при ООН.
«Необходимо решить проблему регистрации детей с ограниченными возможностями. Информация о них должна появиться в службах, занимающихся вопросами благосостояния и социальной защиты детей. Общество должно признать этих детей, а не замалчивать их существование», – продолжила г-жа Пуарье.
В «Докладе о положении детей в мире» намечены пути взаимодействия представителей правительств, частного сектора, международных доноров и агентств, парламентариев и других заинтересованных структур в целях наиболее эффективного решения проблем детей с инвалидностью. Авторы доклада настоятельно призывают правительства всех стран подписать, ратифицировать и эффективно осуществлять Конвенцию о правах инвалидов (КПИ).
По состоянию на февраль 2013 года, 128 стран мира, включая Европейский союз, подписали КПИ. В нашем регионе Конвенцию ратифицировали 15 государств. Грузия, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан подписали, но не ратифицировали это соглашение, а Беларусь и Таджикистан – не подписали его.
Помимо ратификации Конвенции, ЮНИСЕФ рекомендует:
Устранять барьеры на пути к инклюзии. Это требует изменения отношения в обществе: признание того факта, что дети с ограниченными возможностями могут активно участвовать в жизни общества, иметь свой голос.
Собирать достоверные и сопоставимые данные. Это необходимо для планирования и финансирования деятельности по обеспечению прав и инклюзии всех детей. Общество не может считаться справедливым, пока все дети не будут интегрированы в жизнь общества, пока дети с ограниченными возможностями не станут заметными и активными членами своих сообществ.
Положить конец практике помещения детей с ограниченными возможностями в интернатные учреждения, введя мораторий на прием новых детей. ЮНИСЕФ совместно с правительствами оказывает поддержку семьям, с тем чтобы предотвратить случаи разлучения детей со своими родителями и помещения детей в возрасте до трех лет в интернатные учреждения. Из 600 тысяч детей нашего региона, проживающих в интернатных учреждениях, многие имеют ту или иную форму инвалидности.
Обеспечить раннее выявление детей с ограниченными возможностями и предоставить им необходимые услуги, с тем чтобы эти дети могли полностью раскрыть свой потенциал.
Гарантировать всем детям право посещать школу по месту проживания, для чтобы дети с инвалидностью имели возможность ходить в ту же школу, что и их сверстники, а также – при необходимости – получали дополнительную индивидуальную поддержку.
ЮНИСЕФ