Крупнейшие аптечные сети в США переживают стагнацию под давлением рынка онлайн-продаж

14 Августа, 2019 г. 12:42

Крупнейшие аптечные сети в США переживают стагнацию под давлением рынка онлайн-продаж

Стагнация рынка фармритейла наблюдается не только в России, но и в США. В начале августа сеть Walgreens  сообщила, что закроет около 200 аптечных точек продаж.

Вторая по величине аптечная сеть США Walgreens Boots Alliance (около 9500 аптек) раскрыла финансовую отчетность за девять месяцев 2019 г. (финансовый год компании заканчивается в конце августа). Чистая прибыль Walgreens снизилась на 5,9% – до 3,3 млрд долл. По итогам 2019 г. компания прогнозирует снижение чистой прибыли на 6,6%.

Ранее сеть поставила цель сократить издержки на 1,5 млрд долл. к 2022 г. в рамках «трансформации системы управления сетью». Показатели Walgreens падают. Не лучше дело обстоит у сети аптек CVS (около 9600 в 49 штатах). Гендиректор CVS Кевин Хурикен в начале августа на конференции с аналитиками заявил, что в 2019 г. компания откроет только 100 новых аптек, а следующем году их планируется открыть всего 50. Традиционно сеть открывала ежегодно около 300 аптек. Весной этого года CVS сообщала о закрытии 46 нерентабельных точек, еще 1500 — переформатированы.

Аналитики уверены, что традиционные аптечные сети страдают от конкуренции онлайн-продаж безрецептурных препаратов и товаров для здоровья. Не помогает развитие собственных каналов онлайн-продаж. Давление на традиционный аптечный бизнес усилила прошлогодняя покупка интернет-гигантом Amazon онлайн-аптеки PillPack за 750 млн долл.  Благодаря отлаженной и разветвленной системе доставки Amazon покупка препаратов стала намного доступнее.

Российские аналитики также делают пессимистичные прогнозы. Например, генеральный директор IQVIA Николай Демидов ожидает по итогам 2019 г. рост фармрынка на 6,5% за счет роста госсегмента. А генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк констатирует более неблагоприятную ситуацию – в 2019 г. рост в пределах 2–4%.

Независимый аналитик и международный бизнес-консультант Сергей Давыдовуверен, что лекарства перестают давать значимый доход, но способны обеспечить трафик: «Большое количество бензоколонок в США не зарабатывают на бензине. Бензин обеспечивает поток клиентов, пресловутый трафик, а прибыль дают кафе и магазинчик при бензоколонке. В этой бизнес-модели есть определенная схожесть с моделью продаж Gilette: хороший, качественный станок стоит недорого, даже дешево. Но к нему подходит только определенный тип лезвий, и они довольно дорогие. В принципе станок можно было бы вообще отдать бесплатно, поскольку его задача только одна: обеспечить «трафик» лезвий. По мере развития и зрелости сегмента рынка эта модель становится все более распространенной, и, похоже, к ней подошел фармацевтический ритейл. Собственно, лекарственные препараты перестают давать значимый доход, но они обеспечивают трафик, как бензин или станок Gilette. А прибыль есть или будет в дополнительных сервисах. Например, во многих аптеках США можно выпить кофе и перекусить, купить продукты. Что еще? Может быть, пункт приема химчистки? Банкомат? Вариантов много, но, похоже, все более очевидным становится одно: изменения неизбежны, и они существенны».

Источник: Фармацевтический вестник



Оставить комментарий

Оценка:
              
Текст

Ваше имя
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором