24 июня, 2019 г. 12:13
Стимуляция нервно-психического развития ребенка в возрасте 6 - 12 месяцев
Так уж заведено в природе, что процесс развития отдельно взятого человеческого существа, мудрено именуемый онтогенезом, протекает строго индивидуально - ведь каждый из нас имеет свои генетические особенности, да и внешнесредовые влияния на организмы разных людей могут существенно варьировать. Чем больше возраст ребенка, тем более выраженными становятся отличия его персональных темпов и приоритетных направлений нервно-психического развития от темпов такого развития других детей. И тем большую неоднородность приобретают когорты малышей-сверстников. Это похоже на шоссейную велогонку или большое авторалли - чем больше времени проходит от старта, тем сильнее "растягивается" в пространстве и времени изначально компактный "рой" спортсменов. Тем самым озадачивая, наполняя надеждой или повергая в уныние тренеров, болельщиков и просто любителей спортивных прогнозов. Впрочем, масштабы и правила глобальнейшего ралли, именуемого Жизнью, мало сопоставимы с масштабами и правилами любого из ныне существующих спортивных соревнований - так что мамам и папам, чьи грудные малыши не попали в число лидеров по нервно-психическому развитию во втором полугодии, огорчаться в большинстве случаев не стоит. Потому что до "финиша" еще очень далеко, да и комплекты "золотых медалей" здесь разыгрываются в практически неограниченном количестве.
Разглагольствования, с которыми Вы только что ознакомились, являются попыткой авторов-составителей этого Календаря хоть как-то оправдаться перед читателем за то, что следующие ниже рекомендации по развитию нервно-психической сферы ребенка хронологически несколько "размыты" и охватывают разом целое полугодие. Дело в том, что различия в индивидуальных темпах освоения малышами различных навыков и умений во втором полугодии жизни и вправду настолько существенны, что невозможно дать конкретные рекомендации на конкретный месяц, не зная всех особенностей текущего нервно-психического статуса малыша. Равно как и особенностей среды его обитания. Поэтому мы вынуждены ограничиться лишь некими ориентировочными советами, представляющими собой развивающий минимум, ниже которого опускать планку по-настоящему заботливым родителям во второй половине первого года жизни малыша нежелательно. Тем же мамам и папам, кто всерьез вознамерился вырастить вундеркинда, следует трудиться гораздо интенсивнее:) Итак,
Старайтесь не давать малышу "залеживаться" - движение, как известно, и есть жизнь. Если бытовые проблемы заставляют Вас активно пользоваться манежем, то позаботьтесь о том, чтобы помещенный в него ребенок постоянно пытался что-то достать, до чего-то дотянуться. Предоставьте ему оперативный простор для ползания, если этот вид передвижения малышу по душе. Начиная с восьмого месяца жизни в большинстве случаев уже следует побуждать ребенка к активному освоению вертикального положения. Т.е. нужно учить его вставать на ноги, держась за что-либо - за борта того же манежа, например. А затем и ходить таким же образом. Вариантом стимуляции двигательной активности могут быть "ходунки" - только не забывайте периодически извлекать малыша из них и обучать "безмашинному" стоянию-хождению. Некоторые дети уже на девятом-десятом месяце могут совершить первые самостоятельные шаги без поддержки - с этого момента стимулируйте хождение, играя с малышом во всевозможные "догоню-догоню", "топ-топ-топотушки" и "а ну-ка, отними!".
Не забывайте и о развитии мелкой моторики: во втором полугодии игрушки малыша должны быть более сложными. Пирамидки, кубики, кастрюльки, корзинки, коробочки и прочие пластиковые или деревянные предметы, годные для всевозможных нанизываний, сопоставлений, вставлений, погружений и прочих конструкторских деяний прекрасно развивают нервные центры и, как следствие, координированность ручек ребенка. Играйте с малышом, учите его произвольно пользоваться такими игрушками и предметами - это неоценимо не только для моторики, но и для интеллекта маленького человека.
Не стесняйтесь загружать сенсоры ребенка - в это время он должен получать через зрение и слух много разнообразной информации. Как дома, так и на прогулке. Красочно иллюстрированные книжки, всевозможные возбуждающие любопытство предметы, кошки-собаки-попугаи-аквариумные рыбки - в общем, показывайте ребенку все, что только можно. Хотя многие педиатрические школы не рекомендуют приобщать детей младше двух лет к телевизору, реальный опыт показывает, что краткосрочный просмотр броских визуальных сюжетов (типа рекламных роликов или фрагментов видеоклипов, фильмов и т.д.) физической опасности, в общем-то не представляет. Да и невозможно полностью оградить малыша от всепроникающего телевидения - просто нужно позаботиться о том, чтобы время его визуального контакта с телеприемником (или компьютерным монитором) было небольшим по продолжительности, а поглощаемая ребенком информация была эмоционально позитивной и не слишком возбуждающей. Не забывайте постоянно обогащать фонотеку ребенка - хорошая музыка, в том числе и музыка природы (пение птиц, шум дождя и т.д.) оказывает мощное положительное (и развивающее) воздействие на психику малыша.
Тренируйте осязательные способности маленького человека - предлагайте ему для ощупывания естественные и искусственные материалы самой разной фактуры. Придайте таким занятиям форму игры-ритуала - например, гуляя в парке или во дворе, подходите с малышом к деревьям и предлагайте: "Давай потрогаем пальчиками березку" (лиственницу, бархат, секвойю, финиковую пальму или что там еще растет у Вас во дворе). Развивайте обоняние ребенка - пусть запахи цветов, листьев, травы и мха, фруктов, ягод и Ваших кулинарных шедевров войдут в его жизнь. Отличие развивающих воздействий во втором полугодии жизни от таковых в полугодии первом заключается в мультифокусности - тренируя, например, конкретные сенсоры, не стоит забывать и о стимуляции речи, процессов мышления, эмоциональной сферы ребенка и т.д. Общайтесь с малышом, как общается талантливый учитель с благодарным и усердным учеником - тем более, что усердия Вашему ребенку наверняка не занимать. Впрочем, как и Вам - педагогических талантов:)
Развивая моторную речь малыша этого возраста, следует вначале изучить то, что он уже умеет говорить. Выбирая из обильной речевой продукции ребенка рациональные звуки и слоги, побуждайте его повторять их снова и снова, варьируя интонации. Разумеется, такие занятия просто обязаны иметь форму игры - иначе они будут малоэффективными. В свою очередь, дети учатся говорить, подражая взрослым - поэтому периодически перехватывайте инициативу у маленького говоруна: пусть и он поимитирует звуки, что произносите Вы. К возрасту 9-10 месяцев среди отрабатываемых звукосочетаний все чаще и чаще должны фигурировать фонетически простые слова (мама, папа, баба, дай, на и т.д.), равно, как и слова "облегченные" (гав-гав, би-би, пи-пи, кис-кис, ням-ням и т.п.) Будучи освоенными малышом, такие слова как бы перекидывают связующий мостик между речью сенсорной ("понимательной") и речью моторной ("говорительной").
Для развития сенсорной речи, понятное дело, нужно часто и много разговаривать с ребенком, обращаясь к нему с просьбами, простыми инструкциями ("помаши папе ручкой", "открой ротик", "покорми куклу", "дай маме игрушку" и т.д.). А также просто рассказывая малышу обо всем, что считаете достойным его внимания. При этом старайтесь произносить слова отчетливо, интонационно выделять среди них главные и второстепенные. Предложения желательно строить грамотно - иначе малолетний имитатор успешно освоит все Ваши слова-паразиты и бытовизмы, невыгодно отличающие разговорную речь от литературной. Кстати, для ознакомления малыша с последней читайте ему вслух - благодарный маленький слушатель прекрасно воспримет и Лескова, и Толстого, и Чехова, и Есенина, и Маяковского... В разумных количествах, конечно:)
Из "бытовых" навыков в второй половине первого года жизни имеет смысл сосредоточить внимание на умении
самостоятельно есть. Уже с 6,5 - 7 месяцев нужно давать малышу в руки кусочек печенья или сухарик, побуждая его есть самостоятельно. В период с 7 до 12 месяцев ребенок вполне способен научиться пить из чашки или пиалы - сначала поддерживаемой взрослым, а затем и собственноручно. После освоения малышом навыка самостоятельного сидения следует кормить его именно в этом положении, используя специальный детский столик. При этом нужно мягко, весело и настойчиво прививать ребенку навыки опрятности - как непосредственно во время еды, так и после нее ("водичка-водичка, умой мое личико" и т.п.). Ближе к концу первого года не помешает и крепко "подружить" малыша с ложкой - ну, той самой,
серебряной, что бабушка подарила "на прорезавшийся зубок":) Многие годовалые дети могут довольно уверенно пользоваться этим жизненно важным инструментом.
И, наконец, знаменитая "проблема горшка". Если Вы намерены решить ее, то второе полугодие жизни (особенно последний квартал первого года) вполне для этого подходит. При соответствующих усилиях со стороны родителей, к году вполне реально приучить малыша проситься на горшок - осталось только решить, нужно ли это Вам.
В рамках короткой заметки действительно невозможно детально обсудить методические подходы и технические варианты развивающих воздействий на моторику и психику ребенка 6-12 месяцев от роду. В это время многие родители, вооружившись опытом энтузиастов вроде Глена Домана, Масару Ибуки, Сесиль Лупан или Никитиных, уже вовсю трудятся над ранним раскрытием потенциала своих ненаглядных маленьких гениев - остается только пожелать им успехов и мудрого отношения как к самому процессу раннего развития, так и к конечным результатам этого, безусловно благодарного, труда. Мудрого - потому что здесь очень важно не перейти тонкую грань, за которой заканчивается несущая огромную пользу и радость интеллектуальная "физкультура" и начинается чреватый разочарованиями и прочими негативными эмоциями интеллектуальный "большой спорт".
Относиться к развивающейся личности малыша нужно бережно и уважительно, без неоправданного форсажа. Ведь для того, чтобы она в конечном итоге переросла в Личность Настоящего Человека, в большинстве случаев от родителей вовсе не требуется "крутых" действий в стиле легендарных Святогора или Ильи Муромца. Вполне достаточно тихого, мягкого, но в то же время упорного каждодневного труда, что больше сродни менее известному былинному герою - скромному землепашцу Микуле Селяниновичу. Между тем, как следует из русского эпоса, именно этому скромному землепашцу оказалось под силу сделать то, чего не смогли герои-богатыри:)
Удачи Вам, уважаемые мамы и папы! И здоровья Вашим малышам.