Сегодня мы должны начать изучение Materia Medica. В начале необходимо дать пространный обзор нашего предмета. Прежде, чем Вы начинаете изучение деталей науки, Вы должны понять построение этой науки или искусства. Без этих основных законов невозможно собрать всю Materia Medica воедино, и у Вас не будете никакой потребности в лекциях на этот предмет. Десять томов Энциклопедии Materia Medica, выпущенные д-ром Алленом из Нью-Йорка содержат свыше девять тысяч страниц. Они не включают клинические симптомы, которые еще больше увеличили бы ее объем. Сообразите, что каждый врач обнаруживает ежегодно все новые симптомы, и что и без того большая масса знания все умножается. Поэтому Вы понимаете, почему студент вздрагивает от одной мысли о попытке овладения таким материалом. Никто бы не смог освоить материал, пытаясь только запоминать его. Человеческий ум состоит не только из памяти. Память - впечатление, произведенное на ум фактом. Но другая характеристика ума, связанная с систематизацией полученного из памяти материала. Ясно, что все, что остается в памяти, никогда не вычеркивается. Оно остается там навсегда. Оно может быть покрыто паутиной и может не появиться на свет до тех пор, пока не представится случай. Ум необходимо тренировать для того, чтобы встречающиеся внешние впечатления, подобные внутреннему факту, сразу же извлекали из памяти соответствующие факты, относящиеся к данному предмету. Это требует большого труда и настойчивости. Многие из нас так эмоциональны, что мы можем вызывать эмоцию без любого явного усилия или без какого-либо руководства разума. Позвольте мне продемонстрировать Вам пример. Человек ехал, по случаю, на собаке и ужасно искалечил слабое животное. Из-за этого он сделался больным. Затем это случай был явно забыт. Несколько лет спустя, когда он пробирался той же дорогой, он не думал о прошлом инциденте, пока не прибыл на место, где произошел несчастный случай, после чего ощущение болезни немедленно возобновилось. Впечатление, произведенное на его психику, было отозвано и сразу пробудило эмоции. Такой должна быть интеллектуальная работа человека, который собирается овладеть медицинской наукой. Он должен видеть пациента, и когда он видит его, это должно поднимать в уме картину лекарственного средства. Это можно было бы назвать инстинктом, но это не инстинкт. Чтобы так работать, надо постоянно учиться. Вы видите, как старый врач входит в комнату больного. Он сразу же говорит, что пациент нуждается в Sulphur. Как он об этом узнал? Это не прозрение; тридцать или сорок лет он опытно учил Sulphur, который сформировала в его психике образ Sulphur и жил в ней, как Дух Sulphur. Взглянув на пациента, он моментально видит в нем Sulphur. Если бы он не владел духом этого лекарства, он не мог бы увидеть его в своем пациенте. Теперь, я прошу Вас не пытаться подскакивать выше этих лет, которые надо прожить между началом и завершением овладения искусством медицины, и не делать Вас пророками перед вашим временем.
Чтобы привнести некоторую систему в хаос Materia Medica необходимо принять определенный план изучения. "Что же является этим планом?", - спрашивается всякий студент; один преподаватель отвечает так, другой иначе. Метод может быть не правильным, и все же результаты могут быть хорошими. Этот план выполняет роль подпорки, которая поддерживается строящееся здание, после удаления, которой здание остается. Должен быть принят некий метод, который довел бы Вас до конца. Метод, который я выбрал, может быть хорошим в начале и вести Вас, пока Вы не увидите весь план, который я предлагаю Вам. Это сразу невозможно уяснить. Абстрактную вещь сразу невозможно охватить умом. Требуется время для ее усвоения. Что кажется трудным сначала, становится ясным со временем.
Во-первых, я начну с предложения анализировать лекарство. Предположим, Вы слышали об одном веществе, которым несколько лет уже пользовались как народным средством в вашей части страны. Вы считаете, что его необходимо испытать. Вы должны получить необходимый материал. Сначала, Вы получаете ваше лекарство. Вы готовите настойку и затем потенцируете ее. Это принцип Гомеопатии, и здесь нет исключений, и Вы должны изучить действие лекарства на здоровый организм прежде, чем начнете использовать его на практике. Это правило, которым Вы не можете пренебрегать. Вы не можете быть слишком осторожными, иначе Вы окажитесь в замешательстве, сомнении и эмпиризме, и поможете дополнить Materia Medica помарками, которых там и без того уже достаточно.
Вы желаете точно знать, что это лекарство будет делать. Что бы Вы думали о механике, который собрался построить машину, но не знал, как собрать ее из частей? Что бы Вы думали о враче, который не знает об инструментах и собирается ими пользоваться? Вы теперь собираетесь опробовать влияние этого средства на здорового человека или людей. Будет ли оно вызывать изменения функций или питания тела, или органов? Если будет, результатом станет симптом или симптомы. Симптомы являются признаками изменений функций или питания части или частей тела. Меня обвиняли в принижении высоты чистой Гомеопатии и увлечении физиологией. Утверждали, что мы не можем знать, какие изменения проявляются через симптомы, поэтому всякий, ведущий речь об изменениях тканей сразу же загрязняет Гомеопатию. Это истинно, и это ложно. Истинно, если Вы берете только одну, саму по себе, эту измененную ткань. Не истинно, если Вы расцениваете эту измененную ткань как проявление изменений жизненной силы. Я не могу понять, как может существовать симптом, не являясь при этом результатом изменения функции. Я не считаю, что Вы должны дать Bryonia, потому что она действует на серозные оболочки. Я не считаю, что Вы должны дать Aconit, потому что он вызывает сухость кожи, жар и т.д. Я не говорю, что Вы должны давать Belladonna, потому что она вызывает гиперемию мозга и расширение зрачков: но я говорю, что эти лекарства производят эти результаты, и если эти результаты - не изменения функции, то чем же они являются? Мы можем узнать изменения жизненной силы только по результатам, и эти результаты - симптомы.
Далее, в ваших испытаниях Вы получаете симптомы. Эти симптомы охвачены двумя огромными классами, субъективных и объективных симптомов. Субъективные симптомы, это те, которые испытывает сам испытатель, и которые он должен выразить Вам на определенном языке. Объективные, это те, которые влияют непосредственно на ваши чувства. Это те, которые можно увидеть, услышать, пощупать, узнать их вкус или запах. Например, если Вы даете лекарство, и испытатель сообщает, что чувствует боль над правым глазом, - это субъективный симптом. Вы не можете увидеть его, прощупать его, испытать его или как-то иначе почувствовать его. Этот симптом не обращается к вашим чувствам. Вы знаете то, чем является боль; Вы испытали ее; Вы можете понять ее из вашего собственного ума. Но если это лекарство вызвало нарыв; если имеется мутный осадок в моче, или если имеются влажные или жесткие хрипы в легких; если изменена деятельность сердца; если на коже появляется бородавка или же если вспыхивает пот, Вы имеете объективный симптом. Далее, какие изменения функций выражают эти объективные и субъективные симптомы? Они выражают снижение, увеличение и извращение функций. Если это средство вызывает фотофобию - это увеличение функции; если, с другой стороны, оно вызывает слепоту настолько выраженную, что пациент может пристально глядеть на солнце, имеется гипофункция; если оно вызывает помутнение роговицы или чувство искр в глазах, существует повреждение функции. У испытателя может увеличиться, уменьшить мочеиспускание или в моче может появиться кирпичный осадок, этот последний указывает на извращение функции. Когда мы говорим о лекарстве, и говорим об их эффектах на организм, мы имеем дело с этими тремя классами изменений функций - увеличением, повреждением (извращением) и уменьшением. Вы продолжаете собирать симптомы, и субъективные, и объективные. Если Вы умеете анализировать экскреты тела, то должны использовать ваше знание, чтобы определить выведение уратов, фосфатов и т.д. Это факты, и на своем месте они неоценимы. Я хотел бы подчеркнуть это выражение: "На своем месте ценные; вне своего места - даже вредные". Увеличение выделения мочи не имеет никакого веса на чаше весов с ментальным статусом. Все симптомы Materia Medica не имеют одинаковой ценности.
Мы включаем все симптомы, которые только в состоянии наблюдать. Теперь, что мы имеет? Масса симптомов, кажется не имеющих вообще ни- какой связи. Они приходят из человеческого организма, представляющего собой порядок и совершенство, и все части которого работают в полной гармонии. Когда даже одна из этих частей выходит из установленного порядка, должен существовать некий ключ, позволяющий выстроить эти результаты и изобразить картину болезни, и когда Вы получите эту картину, что Вы получите? - Патологическое состояние. Я надеюсь, что ни один человек, находящийся в этой аудитории, не получит диплома, не изучив патологии. Когда Вам известно, что именно это вещество вызвало в организме, вы располагаете патологией случая. Вы располагаете всей полнотой его влияния на организм. Этот великий результат деятельности лекарства дол жен быть всегда у Вас в уме, когда Вы квалифицируете индивидуальные симптомы лекарства. Вы можете назвать его, как хотите. Некоторые называют его духом лекарства; другие - общим действием. Вы должны иметь всю полноту картины, либо Ваш один симптом ничего не стоит. Вы не должны быть простыми "симптоматологами", заслуживающими лишь упрека. Вы должны знать все, что производит лекарство, если нет - Вы не способны понять ни одну часть его действия. Вы можете найти двадцать препаратов с совершенно одинаковыми симптомами. Как Вы будет между ними выбирать? Ясно, что они идентичны, но не в их общем действии. Как же обнаружить общее действие? Благодаря изучению лекарства в целом. Но есть одна проблема, где врачи могут впасть в патологию. Они говорят, что поскольку, вызывает картину скарлатины, a Arsenicum вызывает такую картину азиатской холеры, что даже в экскрементах находят похожие микроорганизмы, то эти вещества и должны быть лекарственными средствами при соответствующих болезнях. Baptisia вызывает полную кар-тину тифоидной лихорадки, поэтому они говорят, что Baptisia должна быть лекарством при тифе.
Как я выразился несколько минут назад, мы проделаем точно такой же путь, исследуя пациента, какой проделывали и в случае испытания лекарства. Мы замечаем изменения, мы видим и чувствуем ощущения пациента; мы смотрим на его язык, мы исследуем его мочу, мы собираем все симптомы вместе и составляем патологическую картину этого человека. Предположим, Вы разбираете случай тифоидной лихорадки. Его не следует рассматривать путем сравнения и поиска отличий от известного заболевания. Если дух случая удовлетворяет духу Baptisia , и, если Вы дадите это лекарство, то пациент оправится, называете ли Вы его болезнь тифоидной лихорадкой или свинкой. Если дух Baptisia не удовлетворяет духу случая, то лекарство не окажет никакой помощи. Если пациент имеет симптом Baptisia: "думает, что он двойной, или весь сломан на кусочки", то лекарство также не вылечит ничего, кроме этой части Baptisia. Позвольте мне вспомнить замечание Carroll Dunham. При консультации пациенту было выбрано лекарство, у которого казалось, было много его симптомов, но когда спросили мнение д-ра Dunham о том, было ли это лекарство similimum, он ответил: "Нет, я думаю, что общая характеристика Ignatia не соответствует общей характеристике пациента, соответствующего Baryta. Вы найдете его наиболее выдающиеся симптомы у Baryta ". Один врач остановил свой выбор на одном лекарстве, другой - на другом. Каждый изучал лекарство; один понял Ignatia частично, другой все целиком.
Моя обязанность этой зимой состоит в том, чтобы показать Вам дух каждого лекарства, и связи, в которых препараты находятся друг с другом. Я не могу рассчитывать на то, чтобы дать Вам всю характеристику каждого средства, но думаю, что смогу давать Вам идеи духа лекарств, и показывать Вам, как лекарства связаны, чтобы Вы могли заполнять свой досуг. Вы должны понять, что Materia Medica наиболее важна всеми своими ответвлениями, но Вы не можете подтвердить этого, поскольку не имеете полного знания средств. Вы должны изучить симптомы, а не просто слова, и Вы не можете вкладывать в них никакого смысла, пока Вы не узнаете их значения; и если Вы не можете интерпретировать симптомы, Вы никогда не сможете изучить дух лекарства.
Кровь и кровообращение. | |
Анализ в медицине |
Серозные и синовиальные оболочки. |
Мы понимаем лекарство, как оно проанализировано согласно схеме, изображенной на доске. Мы должны увидеть, как оно действует на кровь и кровообращение, лимфу и лимфатические сосуды, нервную систему, включая, конечно, спинной мозг и симпатическую систему.
Первое из этих ответвлений дает нам некоторую информацию о питании тела. Второе, лимфа, также сообщает нам о питании и о том, насколько хорошо происходят процессы репарации. Мышцы, связки и т.д. говорят нам, как человеческий механизм может передвигаться...; так мы можем пройти всю схему.
Вы заметите отклонения от нормы в каждом из этих разделов. В состоянии крови Вы заметите увеличение, как при плеторе или гиперемии; уменьшение, как при анемии или ишемии, и альтерацию, как при хлорозе или пиемии. Так же и в лимфе, которая может демонстрировать плюсы, минусы и извращения, и так далее, вниз по списку.
Когда Вы, таким образом, анализируете лекарство, Вы быстро достигаете целостной идеи, то есть Вы получаете дух лекарственного средства. Но когда Вы сделали это, ваши трудности еще не закончились. Вы должны учиться соотносить одно лекарство с другим.
Вы попадаете в поле, и видите две-три сотни голов рогатого скота. Они все на первый взгляд одинаковые, и все же человек, отвечающий за них, знает каждого. Как он узнает их? Он узнает их по некоторым отличиям, сопоставляя каждого со всем семейством. Так и Вы можете распознавать одно лекарство и другое, изучая их точки различий. Препараты совпадают в своих подобиях, и разделяются в своих отличиях. Таким образом, мы имеем другую форму изучения - сравнение лекарств. Для успешной практики необходим этот первый шаг - анализ лекарственного средства.
Теперь вернемся к антидотным взаимодействиям лекарств. Здесь Вас подкарауливает ошибка. Ваш пациент может быть слишком восприимчивым к действию лекарства, и Вы нуждаетесь в изменении эффекта. Только вчера я назначил Nux vomica по поводу простуды. Это дало облегчение простуды, но его охватила головная боль. Для больного Nux vomica оказался в избытке, поэтому я дал ему Coffea , и за десять минут голове стало легче. Этот результат был, достигнут простым изменением эффекта Nux vomica , не подавляя симптом.
Далее, имеются некоторые средства, которые, хотя и несут в себе выраженное подобие друг другу, и должны бы быть дополняющими, но все же они противоположны.
Так что, изучая Materia Medica , анализируйте одно лекарство за другим, пока не проанализируете все. Затем Вы должны выстроить средства в своей голове согласно определенной системе, и так должны приспосабливать память, чтобы вспоминать факты, в которых нуждаетесь. Если Вы изучаете лекарственное средство, то у каждого больного рассматривайте его проявления. Если Вы, например, изучаете Aconit, каждый случай будет внушать вам Aconit, и таким образом Вы должны иметь в голове Aconit и его собрата рядом, прежде чем Вы сможете успешно их использовать в больничной палате. Это систематизирует Вашу учебу.
Тогда Вы найдете, что лекарства находятся в определенной связи друг с другом. Вы найдете пять типов таких связей. Первую я назвал семейным родством, возникающим в силу подобия их происхождения. Когда лекарства принадлежат одному семейству, их действие может быть подобным. Например, галогены, хлор, йод, бром и фтор, имеют много сходства, потому что они принадлежат одному семейству. Также и с лекарствами, полученными из растительного царства. Возьмите, к примеру, семейство, к которому принадлежит Arum triphyllum. Там Вы найдете лекарства, которые напоминают друг друга вследствие близости происхождения. Возьмите Ophidians и Вас ошеломит обсуждение различии между Lachesis , Elaps и Crotalus. Это подобие, доходящее иногда почти до идентичности, так что эти лекарства уже не могут быть хорошими последующими. Возьмите, например, Ignatia и Nux vomica. Оба происходят из одного семейства; они и не хорошие последующие, и не антидоты друг друг. Затем мы можем вспомнить лекарства, которые имеют явное подобие в действии, хотя и не сходны по происхождению. Они, как говорят, являются "конкордантными" (согласными). Эти конкордантные лекарства могут быть хорошими последующими.
Существует другая степень родства, это дополняющие, то есть одно лекарство заканчивает лечение, которое начало первое, но не может его завершить. Такое родство существует между Belladonna и Calcarea.
Затем, существует антидотное родство, о котором я говорил несколько раньше.
Наконец, мы имеем враждебное родство, то, которое я не в состоянии Вам объяснить. Это факт, что некоторые лекарства, явно похожие друг друга, не будет следовать друг за другом с какой-либо степенью удовлетворительности. Они явно смешивают случай. Такие лекарства - China и Psorinum , Apis и Rhus , Phosphor и Causticum , Silicea и Mercur.
Следуя этим различным мыслям, мы должны изучать Materia Medica , как естественную науку, пока она не станет для нас живой, хотя пока эта способность в нас не развита и не достойна такого величественного наименования в нашем рассудке. Взаимосвязь и эффекты лекарств никоим образом не противоречат Законам природы. Они согласны с ними.
Каждый вид или класс требует отдельного исследования, нахождения своих подобных и отличных членов, и сравнения каждого индивидуального члена со своими родственниками. Таким образом, достигается плавный переход от общего к частному.
Мы теперь готовы начать изучение различных лекарств, составляющих Гомеопатическую Materia Medica. Для этой цели я поместил все средства в три большие группы, согласно их природному царству, из которого они получены, а именно:
Есть также четвертый класс средств, это нозоды или продукты болезни. В следующей лекции мы начнем изучение лекарств животного царства.