24 июня, 2019 г. 12:18

Медицинская практика

Звания и почести сваливаются на Гуфеланда отовсюду: лейб-медик при прусском дворе с 1800 года, директор медико-хирургической кол­легии, член Академии наук, член всех ученых комиссий... Великий те­рапевт-клиницист преуспел и на литературном поприще. Плодовитость Гуфеланда сравнима разве что с галеновской, перечень его научных ра­бот составляет более 400 наименований.

Профессор Гуфеланд был семейным врачом известных людей: пи­сателя Виланда, Гёте, Шиллера, философа Гердера и др. Гуфеланд мно­гое сделал, чтобы продлить жизнь Шиллеру, однако 9 мая 1805 года поэт скончался на руках у Гуфеланда в Веймаре.

Шиллер широко известен как великий немецкий поэт, но мало кто знает, что он был и врачом. В молодости по приказу герцога Вюртембергского он был направлен в Штутгартскую закрытую военную меди­цинскую школу (именно там начал писать пьесу «Разбойники»), где по­лучил специальность военного медика, а затем служил полковым лека­рем в армии. Он и диссертацию писал по медицине. Шиллер высоко ценил лечебное воздействие труда, назвав его термином «трудотерапия», который широко используется, и по сей день. Шиллер написал трактат «О взаимосвязи животной природы человека с его духовной природой» (1780 г), высоко оцененный Гуфеландом.

Герцог возражал против поэтических занятий Шиллера. За само­вольную отлучку на премьеру «Разбойники», превратившуюся в ма­нифестацию передовой молодежи, ему было запрещено писать. По­этому осенью 1782 года он бежал. Начались годы скитаний, нужды, болезней.

Доктор Гуфеланд наибольшую известность приобрел тем, что поло­жил начало особой отрасли биологии и медицины - геронтологии, которую назвал макробиотикой. Его первое сочинение («Macrobiotik ober der Kunst das Leben zu verlengen». Iena, 1796 («Макробиотика, или Искусство продлить человеческую жизнь») имело такой громкий успех, что все европейские страны перевели эту книгу на свои языки. В некоторых странах она переиздавалась по нескольку раз, в том числе в Рос­сии с 1805 по 1856 год она издавалась 5 раз.

Отец геронтологии Гуфеланд в монографии «Искусство продлить че­ловеческую жизнь» дает советы. Борьбу за долголетие Гуфеланд связы­вал с соблюдением правил личной гигиены, созданием оптимального режима труда и отдыха, рациональным питанием и здоровым образом жизни. Здоровая жизнь, по его мнению, зависит от стечения случайных внутренних и внешних обстоятельств. Под внутренними условиями он подразумевал строение организма, соотношение его твердых частей и влаг, различные физико-химические процессы, происходящие в орга­низме, жизненную силу, которая ассоциировалась у него с возбудимос­тью. Это было поверхностное понимание внутренних условий, так как предлагалось примитивное деление организма на твердые и влажные части, а не на органы и системы, взаимосвязанные между собой и взаиморегулирующие как работу отдельных органов, так и организма в це­лом. Что касается внешних условий, то к ним он относил окружающую среду, воздействующую на организм.

По представлению Гуфеланда, если обеспечивается гармония меж­ду этими условиями, то человек будет здоровым. Нарушение гармонии приведет к болезненному состоянию. При этом болезнь проявится в двух формах - повышенной жизнедеятельности, названной им «гиперстенией», и пониженной - «астенией». Исходя из своей классификации происхождения болезней, Гуфеландом предлагалось и соответствующее лечение. Он учитывал индивидуальные особенности каждого больного и назначал соответствующее лечение. Цель лечения - восстановить нормальную деятельность организма путем ослабляющего или возбуж­дающего и укрепляющего методов лечения. Заслуга Гуфеланда - в ста­новлении учения о долголетии, которое впоследствии развивалось в соответствии с накоплением знаний.

В предисловии к одной из книг Иммануила Канта Гуфеланд задал­ся вопросом: «Никто не сомневается, что можно заболеть от представ­ления о болезни. Почему же не представить себя здоровым, чтобы выз­дороветь?» Согласимся, вопрос действительно в высшей степени инте­ресный. «О, зачем я не могу решиться раз и навсегда быть здоровым», - восклицал немецкий доктор Вальдерштайн. Действительно, почему бы не попытаться управлять своим представлением и воображением?

Будучи родоначальником геронтологии, Гуфеланд развивает идею витализма (жизненной силы). При этом указывает на то, что «среди вли­яний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимает страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть». Действитель­но, медицина знает случаи эмоциональных переживаний, которые рез­ко сокращали время жизни. Например, великий мастер по части трагедий Жан Расин («Фиваиды», «Александра», «Андромахи», «Береники», «Федры» и «Эсфири»), историограф и камергер Людовика XIV, скончал­ся оттого, что король всего-навсего не ответил на его приветствие.

В 1841 году заимствованному из классической латыни слову infectio (окрашивание, пропитывание, порча, растление, от inficio infectum - внедрять, пропитывать) Гуфеланд придал новое значение «заражение бо­лезнью». Так возник термин инфекция. Гуфеланд пропагандировал и внедрял оспопрививание.

Христофа Гуфеланда отличал гуманизм, забота о ближнем. Большой его заслугой является организация в 1829 году Общества вспомощество­вания нуждающимся врачам; в 1836 году он устроил такое же общество для вдов врачей. Христоф Вильгельм Гуфеланд умер 25 августа 1836 года в Берлине и похоронен там же на французском кладбище. На его моги­ле до сих пор лежит белая мраморная плита с огромным черным крес­том: время и люди ее пощадили.

Доктора Гуфеланда обвиняют в том, что он создал эклектическое по­строение, смешивая противоположные учения и точки зрения. На самом деле он отвергал учение Ганеманна и Бруссе, однако заимствовал у них положения, которые казались ему рациональными. Деятельность Гуфе­ланда являлась решительным протестом против бесчисленных попыток вогнать медицину в рамки «систем».

Обширные познания (не только в медицинской области) позволили ему осознать шаткость теоретических основ медицины и привели к определенному плюрализму, который вы­разился не только во взглядах, изложенных в его собственных сочинени­ях, но и в той непредубежденности, с которой он давал место представи­телям самых различных направлений в основанном им в 1775 году «Journal der practischen Arzeikunde und Wundarz neikunst» («Журнале практической медицины»). Журнал этот Гуфеланд редактировал до конца жизни, а пос­ле смерти ученого журналу было присвоено его имя.

В 1800-1805 гг. в Йене и Лейпциге была опубликована «System der prattischen Heilkunde», переведенная на русский язык Д. Левитским и изданная в Москве в 1811-1812 годах под названием «Системы практи­ческой врачебной науки». В ней Гуфеланд пытается систематизировать болезни на основании известной системы английского врача Брауна.

В дальнейшем в Йене (в 1834 г) и Берлине (в 1839 г) вышел капиталь­ный труд Гуфеланда по терапии «Enchiridion medicum, oder Anleitung zur medicinischen Praxis», который служил настольным руководством для не­мецких врачей и до 1857 года переиздавался 10 раз. В русском переводе он был опубликован в 1839,1840, 1845, 1857 годах. Особого упоминания заслуживает перевод «Руководства к практической медицине» (1839 г), осуществленный русским врачом Г.И. Сокольским, который также имел большой круг читателей. Специальную монографию, изданную и на русском языке (1825 г, 1875 г), Гуфеланд посвятил вопросам физического и нравственного воспитания женщин. В этой книге он давал советы мате­рям по физическому воспитанию детей в первые годы их жизни. Боль­шое число работ Гуфеланда посвящено лечению различных заболеваний. В России особое внимание среди них привлекли «описание главных це­лительных вод в Германии» (переведена на русский язык Д.М. Велланс-ким в 1816 году) и «О кровопускании, опие и рвотном как трех действительнейших средствах врачебного искусства» (опубликовано в Москве в 1843 году в переводе Г.И. Сокольского).

М.С. Шойфет, "Сто великих врачей"



Оставить отзыв
Оценка:
              
Текст отзыва

Ваше имя
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором
24 июня, 2019 г.

Биография