24 июня, 2019 г. 12:18

Медицинская практика

Доктор Кабанис прославился тем, что изучал французскую историю с физиолого-психологической и медицинской точек зрения. Оригиналь­ная работа Кабаниса под названием «Очерки патологической истории» вышла в 4-х томах. «Очерки» Кабаниса можно разделить на пять частей: первая из них посвящена эротике во Французской истории, в ней автор откровенно пересказывает все, что происходило на свадьбах королей, и подробно исследует тайные болезни Франциска I и Людовиков XIII, XIV, XV, XVI, XVIII, относясь к своему исследованию весьма серьезно.

Вторая - также взгляд через призму патологии, знакомит с недуга­ми, имевшими влияние на жизнедеятельность знаменитых историчес­ких личностей: с неврастенией Руссо, экземой Марата, параличом Кутона, деятеля революции, и с прогрессивным хроническим ревматиз­мом комического писателя Скаррона, мужа небезызвестной маркизы Ментенон, фаворитки Лрдовика XIV.

Третья - рисует Людовика XVI в его интимной жизни, Робеспьера - дома, подлинную Шарлотту Кордэ, суеверия Наполеона I и псевдосу­масшествие маркиза де Сада. В четвертой части представлены характе­ристики выдающихся врачей: любимца Людовика XI главного интрига­на Куату; первого акушера французского двора Клемона, с которого при Людовике XIV начинается отсчет придворных акушеров, прерванный падением Декабрьской империи; одного из судей Марии-Антуанетты хирурга Субербьеля; мэра Парижа во времена революции Шамбона де-Минто; врачей Талейрана и пресловутого Паджелло, игравшего третью роль в романе из жизни Жорж Санд и Мюссе.

Наконец, в пятой части - различные этюды, имеющие прямое или косвенное отношение к истории с медицинской точки зрения. Здесь мы встречаем подробности родов Марии-Антуанетты и императрицы Ма­рии-Луизы, свадьбы Людовика XV и Марии Лещинской, об историчес­ких скелетах и о глазе Гамбетты и т.п. Анализ очерков Кабаниса остав­ляет впечатление у современников и потомков, что он задолго до Фрей­да использовал психоаналитический метод.

Пьер Кабанис еще мальчиком воспринял просветительные идеи XVIII века. Тяга к знаниям - отличительная черта Кабаниса, посещав­шего салоны и кружки энциклопедистов. Он был учеником Кондильяка, другом Гольбаха, Даламбера, Дидро, лучшим другом Томаса Джефферсона, выдающегося американского просветителя, ставшего третьим президентом США. Под руководством Кабаниса у вдовы Гельвеция регулярно собирался кружок философов-идеологов. В эту группу входили Дестют де Траси, Кондорсе, Ампер и др.

В эпоху Великой Французской революции Кабанис сыграл видную роль в реорганизации медицинских школ и реформе медицинского об­разования. Когда грянула революция, Конвент поручил Кабанису выяс­нить, не причиняет ли нож гильотины физические страдания. Он отве­тил отрицательно, поясняя, что сознательные ощущения после отсече­ния головы невозможны; движения же обезглавленного тела носят чисто рефлекторный характер. Этот вывод базировался на выдвинутом Кабанисом представлении о трех уровнях поведения: рефлекторном, полусозна­тельном и сознательном. Для каждого имеется своя система органов. Преемственность между ними выражается в том, что низшие центры при отпадении высших способны к самостоятельной активности.

Пьер Кабанис участвовал в перевороте 18-го брюмера - 9 ноября 1799 года, содействовал приходу к власти Наполеона, свергнувшего Директорию и установившего диктатуру. Взгляды Кабаниса оказали большое влияние на социалистов-утопистов Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. В 1804 году вышла его книга Кабаниса «Взгляд на револю­цию и реформу медицины».

Для Мирабо, с которым Кабанис был связан тесной дружбой, он написал несколько рассуждений о народном образовании, где отстаи­вал принцип полной свободы обучения. Написал сочинение в защиту медицины от обвинений в неправильном лечении Мирабо «Le Journal de la maladie et de la mort de Mirabeau» (1791 г). И имел на это право, так как пять дней и ночей не отходил от умирающего Мирабо, который не мог оправиться от обильного кровопускания. Подобных похорон, состоявшихся 4 апреля 1791 года при погребении Мирабо, Парижу никогда не приходилось переживать. Нечто похожее повторилось 15 декабря 1840 года в день внесения в Пантеон останков Наполеона I.

Вместе с А.Л.К. Дестют де Траси (1754-1836 гг), философа и эконо­миста, члена Академии (1808), Кабанис был основателем учения об «иде­ологии» как науке о всеобщих и неизменных законах образования идей. Доктор Кабанис считал медицину главным средством совершенствова­ния человеческого рода, он говорил, что, воздействуя на тело, можно добиться и изменения духа.

Доктор Кабанис оказал значительное влияние на развитие физио­логии. Большинство французских врачей были материалистами, пред­ставителями механистического материализма XVIII века. Они впали в значительное преувеличение значения физиологии, считая ее основой научного мировоззрения и даже общественной деятельности людей. «В физиологии, - писал Кабанис, - следует искать разрешение всех проблем и точку опоры для всех теоретических и практических положе­ний». Законодателям, революционным преобразователям Франции, Ка­банис рекомендовал обратиться к данным физиолога, «изучающего че­ловека в здоровом и больном состоянии». «Идеология есть прикладная физиология», - говорили единомышленники Кабаниса.

Доктор Кабанис написал капитальное сочинение «Rapports du Physique et du morale de l'homme» (1802 г.) («Соотношения между физи­ческой и нравственной природой человека»). В этом классическом про­изведении, явившемся завершением идей Ламетри, великий врач изло­жил впервые всю историю человека, по выражению графа Дестют де Тра­си, как «составную часть общей физики». Кабанис пишет, что нервная система есть главный орган чувств и что каждая чувствующая точка име­ет свой нерв.

Кабанис стремится объяснить психическую жизнь человека исклю­чительно физическими факторами: мозг, восприняв и усвоив впечатле­ния, выделяет мысль; душа - не особая субстанция, а способность моз­га преобразовывать впечатления в ощущения и идеи.

Доктор Кабанис писал: «Чтоб получить правильную идею о дей­ствиях, результатом которых является мысль, мы должны рассматри­вать мозг как особый орган, специально предназначенный для ее про­изводства, так же как желудок и кишки предназначены для пищеваре­ния, печень - для очищения желчи, слюнные железы - для изготов­ления слюны, поджелудочная железа - секреции. Впечатления, дос­тигающие мозга, приводят его в деятельное состояние, подобно тому, как пищевые продукты, попадая в желудок, вызывают выделение в до­статочном количестве желудочного сока и движения, благоприятству­ющие их растворению».

Противники материализма, игнорируя позитивное содержание ес­тественно-научных трудов Кабаниса, приписали ему вульгарно-матери­алистическую идею о том, что мозг выделяет мысль, как печень желчь. Это было искажением его позиции, согласно которой внешним продук­том мозговой работы является объективация мысли в слове и жесте. Относя переработку идей за счет внутримозговой механики, Кабанис становится на путь физиологизации не только индивидуального, но и общественного сознания.

Но какова ирония судьбы: в изданной после смерти Кабаниса «Lettre sur les causes premieres» (1824) он отступает от материалистического ми­ровоззрения и становится сторонником всемирного анимизма. Пьер Кабанис умер 5 мая 1808 года в Рюэй - ровно за месяц до сво­его дня рождения, 5 июня ему бы исполнился 51 год.

М.С. Шойфет, "Сто великих врачей"



Оставить отзыв
Оценка:
              
Текст отзыва

Ваше имя
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором
24 июня, 2019 г.

Биография