24 июня, 2019 г. 12:16

Медицинская практика

Французский врач и философ Жан Астрюк (Astruc, 1684-1766) выска­зал в 1736 году мысль, что мозг является центром всех нервных волокон и, таким образом, все физические реакции обусловлены мозгом. Декарт в 1640 году описал рефлекс, но он не применял в своем изложении термин «рефлекс». Впервые его предложил Астрюк в книге «La Genese» (1743). Астрюк известен еще и тем, что одним из первых критически изучал биб­лейские тексты, содержащие описания кожных и кожно-венерических бо­лезней. В трактате о венерических болезнях Астрюк рассматривает сифи­лис, гонорею; в качестве лечения предлагает ртутные препараты. Он про­тив контрацептивов, т.к. достаточно небольшого повреждения кондома, чтобы вирус через него смог проникнуть в организм. Кроме того, нравствен­ность и религия, по его мнению, не разрешает пользоваться контрацепти­вами, ибо они дают слишком большую свободу развратникам. В библейс­ких текстах Астрюк также заметил, что в разных частях Книги Бытия Богу даются разные имена. Астрюк написал любопытный трактат о женских бо­лезнях, в котором привел случаи внематочной беременности, когда плод находился в утробе матери 28,30 лет и превратился в известковую массу.

Задолго до своего бегства в Голландию Ламетри решил ознакомить сво­их соотечественников с трудами великого Бургава. Он перевел с латинс­кого и издал речи и книги своего учителя: «Трактат об огне» (1734 г.), «Ле­чение венерических болезней» (1735 г.), «Афоризмы Бургава и рассужде­ние о лечении болезней» (1739 г.), «Установления медицины» (1740 г.), «Химическая история Земли» (1741), «Установления медицины и афориз­мы Бургава» (1743 г.). В качестве добавления к последней книге он пишет два тома «Комментариев». Но вот незадача! Еще раньше, в 1738 году, Галлер издал на латинском языке «Установления медицины» Бургава. А пос­кольку книга Бургава впервые увидела свет в 1708 году и с тех пор измене­ния в нее не вносились, то Галлер написал 4 тома «Комментариев», куда внес не только результаты наблюдений и опытов своих коллег, но и своих экспериментов, материалы диссертаций учеников и дал первоначальный эскиз своего учения о раздражимости и чувствительности. Последний, IV том «Комментариев» Галлер издал в 1743 году. Когда же он ознакомил­ся с «Комментариями» Ламетри, то обвинил его в плагиате. По-видимо­му, Галлер на это имел все основания.

Раздраженный доктор Ламетри опубликовал в 1745 году под псевдо­нимом Шарп книгу «Естественная история души», где, логически разви­вая факты и теоретические обобщения Бургава и Галлера, оценивал их как материалистов и союзников атеистов. Галлер был возмущен и в 1747 году выступил в защиту своего учителя. В рецензии на книгу Ламетри он до­казывал, что Бургав был глубоко верующим христианином-кальвинистом, который уже в 1690 году в своей докторской диссертации подверг резкой критике учение Эпикура и Спинозы, а позже, будучи профессором ме­дицинского факультета Лейденского университета, не раз утверждал, что «все ощущения человека являются результатом свободной речи Бога с ним, а не следствием деятельности его мозга и органов чувств».

Вся эта острая и не в меру озлобленная полемика двух выдающихся учеников Бургава вызывала у современников искреннее недоумение. В 1747 году Ламетри нанес Галлеру серьезный удар, анонимно опубли­ковав в Лейдене сочинение «Человек-машина» с пометкой на обложке «1748 г.» (русск. пер. - 1911) с посвящением: «Господину Галлеру, про­фессору медицины в Геттингене», которое было также публично преда­но огню. В книге речь идет о проблеме объективного изучения психи­ческих процессов. Галлер, напуганный материалистическими идеями и крайними выводами Ламетри, всеми силами отмежевывался в печати от Ламетри. Богобоязненный Галлер писал по поводу книги Ламетри: «Бла­гоговение перед создателем, религией и истиной не позволяет мне ви­деть без ужаса и содрогания тварь, которая осмеливается восстать про­тив своего отца и зиждителя».

Стоило выйти в свет книге Ламетри, крупнейшему для той эпохи ма­териалистическому и яркому атеистическому трактату, как со всех сторон на автора послышались угрозы. Голландское духовенство больше не могло дышать одним воздухом с этим «нечестивым атеистом» и требовало смер­тной казни для Ламетри, осмелившегося издать подобный труд в Голлан­дии. Только что избежав мести французской церкви и парижских врагов, требовавших бросить его в Бастилию, Ламетри не находит покоя и в Гол­ландии. Ламетри был изгнан из страны, а его враги выпустили ряд книг с резкими нападками и возражениями против высказанных им взглядов. Так, в 1749 году в Лейпциге издается книга Францена. В том же году, в том же Лейпциге издается латинский трактат Тралле, и, наконец, Хольман в 1750 году издает в Берлине книгу на французском языке. Кульминационным пунктом борьбы вокруг книги «Человек-машина» явилось появление кни­ги анонимного автора под названием «Человек больше, чем машина». В той же лейпцигской типографии, где издана была книга Ламетри, в угоду тор­жествующим голландским священникам, поспешно, сейчас же по выходе в свет книги Ламетри, был напечатан этот документ, в котором «доказана неопровержимыми аргументами нематериальность души».

В начале 1751 года Ламетри прислал Галлеру свою статью «Искусст­во наслаждения», а затем новый памфлет - «Маленький человек с боль­шим хвостом», где выставил своего противника в дурном свете, не стес­няясь лжи и выдумок. В частности, Ламетри писал о том, что в 1735 году он посетил Галлера в Геттингене и вел с ним беседы на медицинские темы; встречался с ним в Бонне в доме Штайгера - друга детства Галлера - и обсуждал с ним вопрос о происхождении геморроя. Более того, ему, Ламетри, известно, что Галлер написал какую-то работу, атеистическую по своему содержанию, и прочитал ее перед сборищем «непотребных» женщин. Однако хорошо известно, что Ламетри никогда не бывал ни в Геттингене, ни в Берне, и тем более ни разу не виделся с Галлером и не разговаривал с ним. В этом злом памфлете было верно одно положение, а именно то, что Галлер написал в защиту Бюффона от наскоков бого­словов Сорбонны, обвинявших его в атеизме, предисловие к I тому «Ес­тественной истории», вышедшей на немецком языке в начале 1751 года.

Получив от Ламетри этот памфлет, Галлер был возмущен до глуби­ны души и отправил письмо президенту Берлинской Академии наук П.М. Мопертюи. Спустя некоторое время президент сообщил Галлеру, что Ламетри признался в своей выдумке и готов дать любое удовлетво­рение обиженному Галлеру. Галлер досадовал, что в лице талантливого философа-врача, который перевел и издал многие произведения Бургава с целью успешной борьбы среди медиков Франции с влиянием вита­лизма Шталя, он мог бы иметь союзника. Но спор из-за «Комментари­ев», религиозность Галлера и его желание защитить Бургава от обвине­ний в атеизме и скрытых материалистических убеждениях, помешали ему иначе отнестись и к «Естественной истории души», и к посвяще­нию ему «Человека-машины».

Знаменитым философским трактатом «Человек-машина» увлекалась передовая французская молодежь. В этом сочинении Ламетри как фи­лософ первым во Франции дал последовательное изложение системы ме­ханистического материализма и сенсуализма, а как врач рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часо­вому механизму.

Ламетри в полном соответствии с взглядами, наиболее ясно сформулированными еще Декартом, трактовал организм как не­кий механизм, в который загружается топливо-пища, легкие-меха на­гнетают воздух, сердце, как насос, прокачивает питательную жидкость - кровь по всем клеточкам, сбрасываются отработанные смазки и прого­ревшие шлаки, что не было чем-то новым, если вспомнить хотя бы ра­боты Гоффмана.

По приглашению прусского короля Фридриха II Ламетри в 1748 году переехал в Берлин, где состоял членом Академии наук. Там он издал свои многочисленные труды: «Человек-растение» (1748 г.), «О свободе» (1749 г.) и «Система Эпикура» (1751 г.), в которых были развиты идеи, высказанные им в книге «Человек-машина».

Непростительно рано похитила Ламетри смерть. 11 ноября 1751 года в Берлине 42-летний ученый скончался от пищевого отравления, кото­рое он лечил кровопусканием. Точнее, он умер от 8-кратного кровопус­кания, нежели от инфекционного энтерита.

По поводу кровопускания следует сказать, что оно было настолько авторитетным методом лечения, санкционированным самим Галеном, что те немногие врачи, которые противились ему, получали кличку шар­латанов, невежд и утрачивали всякую практику. Медицинская практика освободилась от зуда кровопускания только в 50 годы XIX века. А до этого времени обильное кровопускание было причиной многих смертей. От кровопускания умер Рафаэль. Декарт умер от кровопускания, сделанного ему на 8-й день пневмонии. Мирабо не мог оправиться от обильного кро­вопускания и навсегда остался очень слабым...

С другой стороны, вредные результаты массового злоупотребления кровопусканием не могли не бросаться в глаза. Уже в X веке Людовик Ленивый вынужден был издать эдикт, в котором запрещалось монахам производить себе кровопускание больше четырех раз в году. Но удержать гематоманию нельзя было никакими указами. Обычай делать себе кро­вопускание мало-помалу стал модой и захватил все круги населения.

М.С. Шойфет, "Сто великих врачей"



Оставить отзыв
Оценка:
              
Текст отзыва

Ваше имя
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором
24 июня, 2019 г.

Биография