24 июня, 2019 г. 12:18

Медицинская практика

В 1848 году, сразу после окончания медицинского факультета, Лье­бо выиграл конкурс и был назначен интерном. 7 января 1850 года, за­щитив диссертацию «Etude sur la desarticulation femoro - tibiale» («Те­зисы о тазобедренном смещении»), он получил степень доктора меди­цины и переселился в небольшую деревушку Пон-Сен-Венсан, распо­ложенную в 13 км от города Нанси, где открыл бесплатную клинику.

Сначала ее посещали лишь некоторые бедняки, но мало-помалу, когда за ним установилась репутация искусного целителя, появилась большая и разнообразная практика. Он занимался акушерством, ле­чением переломов костей, удалял зубы и т.д. Добившись материаль­ной независимости, Льебо энергично берется за новую терапию - вну­шение, с которой познакомился в 1864 году из работ английского вра­ча Дж. Брэйда, автора термина «гипноз».

Внедрение этой практики в медицину проходило отнюдь не гладко. Когда он предложил страдавшей конвульсиями девушке испробовать гипноз, ее отец был категорически против, считая, что «сие кощунствен­но, ибо связано с колдовством». Льебо не смутила неудача. Чтобы при­влечь больных к лечению гипнозом, он предлагает делать это бесплат­но. В противном случае они должны платить обычный гонорар, а также оплачивать лекарство, содержание в клинике и тому подобное. Нашлись страдальцы, готовые рискнуть, а заодно и сэкономить. Это позволило Льебо развивать новое направление в медицине. Надо сказать, что в те­чение 10 лет суетливой сельской практики Льебо умудрялся находить время, чтобы вести и научную работу.

Доктор Льебо, как и аббат Фариа, для индукции гипноза сначала не прибегал ни к пассам, ни к прикосновению, ни к действию взгляда, ни к другим приемам магнетизеров. Он вызывал гипноз одним словом: «Спать!» При этом он любил поглаживать детям голову ото лба к затылку, повторяя: «Все хорошо. Ты спокойно уснёшь, а когда проснёшься, будешь чувствовать себя лучше и лучше». Лица взрослых заключал в свои руки; старикам мягко гладил руку или утешающе похлопывал по плечу, повторяя: «Успокаивающий сон подходит. Я закрою ваши уставшие веки, и наступит сон». Помимо этого он держал руки пациентов в своих больших, теплых любящих руках, на первый взгляд неловких, убеждая их ни о чём другом не думать, только о сне и исцелении.

Льебо считал гипнотизирующим фактором не физическое воздей­ствие (пассы, фиксация на блестящем предмете), а психологический процесс: идею, словесное внушение. Он утверждал, что вызванные маг­нетическими и гипнотическими приёмами (Брэйда) исцеления не яв­ляются результатом таинственного флюида или физических изменений, а зависят от действия внушения.

В 1864 году Льебо покупает угловой дом в два с половиной этажа и переселяется в Нанси на 4-ю улицу Бель-Вю. К дому примыкает неболь­шой садик с зелёной лужайкой и щебёночной дорожкой, где он прово­дит много времени, копаясь в земле. В какой-то момент Льебо почув­ствовал, что готов открыть частную практику, для чего принимает реше­ние прослушать курс лекций по психологии. Это совпало с периодом, когда его концепции «устного внушения» и «навеянного сна» начали пользоваться признанием в Европе. Однако даже при этих благоприят­ных событиях зажиточные слои горожан все равно избегают прибегать к его помощи, так как применяемая им форма лечения по-прежнему счи­тается неприличной. Не пригласили его преподавать и на медицинс­кий факультет Нансийского университета.

Получив громадный опыт лечения пациентов внушением, он пишет книгу «Du sommeil et des etats analogues consideres surtout au point de vue de Taction du moral sur le physique. Paris, Masson» (1866 г) («О сне и анало­гичных состояниях, рассматриваемых преимущественно с точки зрения воздействия психики на тело»). Книга не имела успеха - был продан лишь один экземпляр. Она не только не вызвала никакого интереса у врачей, более того - встретила презрительное отношение в ортодоксаль­ных медицинских кругах.

В марте 1867 года, когда в Париже состоялся первый Международный медицинский конгресс, в «Медико-психологических анналах» этого сим­позиума был помещен отзыв знаменитого французского невропатолога и психиатра А. Фовилля (1799-1878 гг), где Льебо прямо обвинялся в рет­роградстве: «Физиология, какой она предстает в книге г-на Льебо, не имеет ничего общего с той, что ведет сегодня медицину по пути прогресса... Мы никак не можем согласиться с методом лечения, за который он ратует». После двадцати пяти лет ожиданий и переживаний, а также изну­рительной работы Льебо окончательно переселился в родную деревню. В свои шестьдесят пять лет он выглядел крепким мужчиной с по­редевшими волосами, короткой белой бородой и усами, со лбом, про­резанным морщинами, с огрубевшим, опаленным солнцем лицом сель­ского жителя. Лицо его отражало противоречивые чувства: радость ребенка и властность священника, простоту и серьезность, мягкость и внушительность.

В журнале «Обозрение гипнотизма» за 1866 год Льебо в двух номерах публикует пространную статью «Исповедь врача-гипнотизера», в которой обобщает итоги своей 25-летней практики в области гипнотерапии. Опыт огромен - 7500 больных, из которых некоторые получили несколько десятков сеансов лечебного гипноза, 19 случаев удаления зубов при по­мощи суггестивной аналгезии. На основании столь большого материала Льебо с уверенностью приходит к выводу о большой терапевтической ценности гипноза.

В своей примечательной книге «Терапия внушением, ее механизмы» Льебо говорит: «В настоящее время, когда люди науки отдают себя изучению гипнотизма и другим состояниям, ему подобным, которые демонстрируют силу влияния психического на физическое, лю­бительские сеансы не имеют смысла, равно как призывы к уничтожению этой столько раз проклятой науки. Эти призывы теперь уже никогда не вызовут эхо, поскольку настоящие ученые занялись ею. Уже противники, которые презирали ее вчера, признают ее сегодня, и это также истинно, как опасно; завтра, вынужденные к последнему отступлению, они, быть может, опять провозгласят гипнотизм бесполезным до тех пор, пока при­стыженные и побежденные доказательствами, они будут вынуждены восхищаться им за тот свет знаний, которым он озарит психологию, меди­цину, право, философию, религию, историю и многое другое, в том числе и их самих». И он оказался провидцем.

Дядюшка Льебо - так его звали пациенты - прожил долгую жизнь, 82 года. До последних дней своей жизни он скромно жил в маленьком домике, который построил, как он говорил, «из камней, которые его со­братья бросали в его огород». 17 февраля 1904 года в этом домике он и умер глубоким стариком, окруженным общим почетом и даже благоговением.

Время все расставило по своим местам: внушение стало исходным пунктом учения Нансийской школы, которой под руководством Иппо­лита Мари Бернгейма суждено было сыграть решающую роль в истории гипноза. Стараниями Бернгейма месмеризм, или, как его в дальнейшем именовали, гипнотизм, окончательно превратился в подлинную науку и занял подобающее место в медицине. Против особых форм заболева­ний, неврозов, вызванных сдвигом в мышлении, воздействующим на без­защитное тело, появился новый инструмент в скудном наборе терапии. Усилиями Бернгейма, по выражению Льебо, «столько раз проклятая наука о внушении» получила права гражданства

На конгрессе французской ассоциации медиков, состоявшемся 18 ав­густа 1886 года в Нанси, несколько заседаний было посвящено сообщени­ям о гипнотизме. Когда выступил профессор Ж. Льежуа и рассказал о под­вижнической роли Льебо, раздался гром рукоплесканий, собравшиеся стоя чествовали того, кто в течение четверти века, осмеянный коллегами, жил вне медицинского мира отшельником, среди бедняков, проводя свои ис­следования, которые заняли, наконец, подобающее место в науке.

М.С. Шойфет, "Сто великих врачей"




Оставить отзыв
Оценка:
              
Текст отзыва

Ваше имя
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором
24 июня, 2019 г.

Биография