24 июня, 2019 г. 12:17

Медицинская практика

Эти приспособления находятся в нервной системе.

Совершенно верно, - согласился Павлов, - и поэтому очень важ­но точно изучить эти приспособления, создающие в организме посто­янство кровяного давления.

Вполне разделяю вашу точку зрения, - сказал Боткин, - и по­стараюсь содействовать чем могу. Помещение для лаборатории дам, но средств на исследования нет. Нет денег ни на собак, ни на обору­дование.

И дал, правда, не ахти какое помещение: домишко из двух полутемных комнат в запущенном саду Боткинской клиники. И все-таки лаборатория!

Иван Петрович получил медицинское образование. Увлекся же он физиологией, потому что считал, что психиатрия подвластна физиоло­гии. Психиатры полагали: шизофреническое слабоумие зависит от раз­рушительных изменений в мозге, Павлов опровергал это, утверждая - от процессов охранительного торможения. Это перенесли на метод лечения душевнобольных. Их стали лечить длительным сном, тишиной, покоем.

Однажды Павлов наблюдал за душевнобольным, находившимся в беспрестанном возбужденном состоянии. Больной то морщился, то что-то бормотал, вскакивал, начинал считать, смеялся и тут же со злым вы­ражением лица махал кулаками.

- У этого больного полностью исключены тормозные процессы, - констатировал Павлов, - он весь во власти беспрерывных рефлексов на все внешние воздействия. Думаю, наши собачки помогут нам разобрать­ся в таких душевнобольных.

Мы уже говорили, что Павлов был твердо убежден, что психиатрия подвластна физиологии и что только путем физиологических исследо­ваний можно понять психические расстройства, а раз так, то и их лече­ние. Но все оказалось намного сложнее, чем предполагал великий фи­зиолог.

Павлов и Фрейд стремились открыть великую загадку жизни: что такое сознание? Откуда оно? Как все происходит в головном мозге? Они замахнулись на святая святых - душу человеческую.

Рассматривая психические процессы, Фрейд тяготел к психологи­ческому объяснению, у Павлова прослеживается обратная тенденция: психическое интерпретировать физиологически. Но когда все челове­ческие стремления, душевные переживания описываются в терминах: раздражительный процесс, тормозной процесс - становится тоскливо. Вот пример. Павлов в 1927 году пишет: «То, что психологически назы­вается страхом, трусостью, боязливостью, имеет своим физиологичес­ким субстратом тормозное состояние больших полушарий, представ­ляет различные степени пассивно-оборонительного рефлекса...».

Но при подобной трактовке психологические феномены лишаются своей при­роды, своего своеобразия. Нельзя сказать, чтобы Иван Петрович этого не понимал. Невозможность моделирования у животных различных че­ловеческих функций подчеркивал сам Павлов: «...если сведения, полу­ченные на высших животных относительно функции сердца, желудка и др. органов... можно применить к человеку только с большой осторож­ностью, ...то какую же величайшую сдержанность надо проявить при пе­реносе сведений... о высшей нервной деятельности животных на... человека».

28 декабря 1909 года на общем собрании XII съезда естествоиспы­тателей Павлов произнес речь «Естествознание и мозг», в которой обосновал необходимость объективного подхода к изучению психики и указал на условные рефлексы как на биологические акты, создающие предпосылки для правильного обмена веществ между организмом и внешней средой.

- «Поняла», «забыта», «вспомнила», «сообразила» - что это такое? - говорил Павлов сотрудникам. - В применении к собакам эти слова толь­ко скрывают наше невежество и мешают понять настоящие причины ее поведения. За эти слова надо установить штраф. Да-да, кто скажет, что собака «поняла», или «забыла», или подобное этому, с того штраф!

- Но ведь надо как-то сопоставлять получаемые нами факты с фак­тами психологическими, - упорствовал психиатр А. Т. Снарский.

- Что?

- Имеется в виду внутренний мир собаки.

- «Внутренний мир?» Ничего не говорящие слова. Наблюдайте за слюнной железой. Вот вам измеритель. В открытой психологии слюн­ных желез мы видим все элементы того, что называется душевной дея­тельностью: чувство, желание и бесстрастное представление, мысли о свойствах падающего в рот... Когда еще сказал Сеченов: «Все бесконеч­ное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводит­ся окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при пер­вой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным актом является мышечное движение...»

- Слюнные железы - измеритель любого состояния?

- Да, если сможем связать его с пищевым раздражителем.

- Ох, с огнем играете! И материализм должен знать меру, - сказал любимый ученик Павлова Снарский и по идейным соображением по­кинул учителя.

И. П. Павлов решил и перед так называемым психическим возбуж­дением остаться в роли чистого экспериментатора, имеющего дело ис­ключительно с внешними явлениями и их отношениями. Не выдержал физиологического изучения психики и психиатр И. Ф. Толочинов. Он не поверил в успех дела своего учителя. Ушел.

- Нет, я не могу спокойно говорить о психологии! - заявил возмущенный Павлов. - Какая это наука, если ее видный представитель Вундт пишет, что высшие формы причин в природе - это действие духовных сил! Чушь! Галиматья!

Идеи свободы, дух независимости, торжество научной мысли, по­лет фантазии - все это открыло Павлову еще один безусловный рефлекс в мире животных - «рефлекс свободы». «Конечно, рефлекс свободы есть общее свойство, общая реакция животных, один из важнейших прирожденных рефлексов... Нет никакого сомнения, что систематическое изу­чение фонда прирожденных реакций животного чрезвычайно будет спо­собствовать пониманию нас самих и развитию в нас способности к лич­ному самоуправлению», - вдохновенно говорил Павлов, выступая с докладом в Петроградском биологическом обществе.

В павловской точке зрения просматриваются давние отечественные традиции. В накаленной атмосфере споров о душе И. М. Сеченов при­ступает к экспериментам над мозгом, в ходе которых открывает так на­зываемые тормозные центры, т.е. локализованные в таламической об­ласти нервные центры, раздражение которых задерживает двигательную активность. Этим было введено в физиологическое мышление понятие о торможении (прежде нервная физиология знала только один про­цесс - возбуждение), а с ним и обширный комплекс проблем нейродинамики, касающихся соотношений между торможением и возбуждени­ем. Для Сеченова самым важным было доказать на опыте, что воля, ве­ками считавшаяся исходящей от души силой, производится маленьким кусочком мозгового вещества. Ведь самый верный признак волевого поведения - умение противостоять раздражителям, задерживать неже­лательные импульсы. И все эти признаки, как свидетельствовал экспе­римент, зависят от деятельности центров в головном мозге. Используя это открытие, Сеченов пишет для «Современника» свой первый психо­физиологический трактат «Рефлексы головного мозга» (1863 г).

Один из противников Сеченова, философ П. Д. Юркевич (1862 г) писал: «В настоящее время физиология... довольно сильно определяет наши ежедневные суждения о жизни, ее явлениях и условиях». В 60-е годы прошлого столетия И. М. Сеченов выступил с критикой психоло­гии, обвиняя ее в том, что она использует субъективный, неточный под­ход. Он считал, что разработку психологии следует передать физиоло­гам. Эта точка зрения оказала громадное влияние на мировоззрение целого поколения отечественных ученых. Напомним, что к началу 70-х годов прошлого века психологов по профессии еще не было, и на реше­ние психологических проблем претендовали исключительно философы.

Здесь самое время сказать, что сегодня отношение к психологии ко­ренным образом не изменилось. «Психические явления темны, неопре­делённы, запутанны», - говорят физиологи. Пытаясь отыскать их при­чину в строении нервных клеток, врач остается на твердой почве. Обра­щаясь к психическому как таковому, он попадает в зыбкую область, где нет опорных точек, которые можно было бы проверить микроскопом и скальпелем. Но естественно-научный опыт вынуждал таких исследовате­лей, как основатель «Архива Физиологии» Пфлюгер (1829-1910 гг), Гельмгольц, Дарвин, в строго научном складе мышления которых никто не со­мневался, признать за психическим самостоятельное значение.

Какую позицию занять натуралисту и врачу при столкновении с фак­тами, не укладывавшимися в привычные анатомо-физиологические пред­ставления? Традиция могла предложить единственную альтернативу: вер­нуться к понятию о сознании. Но в эпоху, когда сознание не приобрело серьёзного научного содержания, это означало вновь оказаться в бесплод­ной области субъективной психологии. Для Гельмгольца вопрос стоял так: если образ не выводим из устройства сетчатки, а старое представление о сознании как конструкторе образа не может быть принято, чем заменить это представление? Для Сеченова проблема имела схожий смысл, но при­менительно к действию, а не к чувственному образу: если целесообраз­ное действие невыводимо из простой связи нервов, а старое представле­ние о сознании и воле как регуляторе действия не может быть принято, чем заменить это представление? Аналогичный вопрос, но уже в отноше­нии другой психической реалии - мотива возникал у неврологов, постав­ленных перед необходимостью понять побуждения своих пациентов.

Пьер Жанэ, воспитывавшийся у Шарко как ученый, который не признавал другой детерминации, кроме органической, отступает от догм своего учителя и выдвигает понятие о психической энергии. В конце концов, родилась новая альтернатива анатомо-физиологическому объяс­нению этой реальности, отличная от концепции сознания учения о бессознательной психике. Оно явилось подлинным открытием психи­ческой реальности.

Различие подходов Павлова и Фрейда еще и в том, что Павлов связы­вает такие симптомы, как сомнение, нерешительность, безволие, со сла­бостью психического аппарата, Фрейд видит в них результат взаимодей­ствия противоборствующих сил. Фрейд писал: «Мы не считаем расщеп­ление психики следствием врожденной неспособности психического аппарата к синтезу, но объясняем его динамически - через конфликт противостоящих друг другу сил - и видим в нем результат активного про­тивоборства двух групп психических явлений». Динамический подход Фрейда предполагает не только учет понятия силы, но и представление о том, что внутрипсихические силы неизбежно вступают друг с другом в конфликт, основанный в конечном счете на дуализме влечений.

Когда Павлов говорил о наложении человеческих переживаний на физиологическую основу, о слиянии субъективного и объективного, то он не отождествлял эти два понятия: «Прежде всего важно понять пси­хологически, а потом уже переводить на физиологический язык». Иван Петрович полагал, что когда физиология высшей нервной деятельнос­ти достаточно расширится и углубится, когда «она будет состоять из очень большого материала, тогда на эту систему физиологических меха­низмов можно будет пытаться наложить отдельные субъективные явле­ния. Это мне представляется законным браком физиологии и психологии или слитием их воедино».

Очевидно, что речь идет о неотделимос­ти сознания от рефлекторной деятельности мозга, о единстве физиологического и психического. По Павлову, «временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно уже и психическое - то, что в психологии называют ассоциацией».

При внимательном прочтении Павлова можно легко заметить, что мэтр признавал психоанализ и отдавал должное психологии. Он пи­сал, что «когда очень запрятан ущемленный пункт, приходится при­бегать к положительному искусству Фрейда». В другом месте Павлов говорит, что духовная, психическая жизнь пестро складывается из со­знательных и бессознательных процессов. Одну из причин слабости психологического исследования он усматривал в том, что оно ограни­чивается сознательными явлениями. Поэтому, когда психолог прово­дит исследование, он находится в положении человека, который идет в темноте, имея в руках фонарь, освещающий лишь небольшие участ­ки пространства, но с таким фонарем трудно изучать всю местность.

После смерти Павлова произошла резкая переориентация на физи­ологию. Это привело в 1950 году к печально знаменитой совместной сессии двух академий (АН и АМН), посвященной «физиологическому учению Павлова», признанию этого учения главенствующим в медици­не. Сессия была созвана по воле Сталина, и ее проведение происходило под его наблюдением. На ней было решено впредь выражать психологические понятия в физиологических терминах, тем самым психология как самостоятельная наука закончила на большой период времени свое существование.

Важным этапом на пути к повороту от павловской теории явился кон­гресс, посвященный проблемам бессознательного, который состоялся в Тбилиси в 1979 году, а затем заседание «Круглого стола», проходившее в 1987 году в Москве. Оно было посвящено, как сказано в его резюме, «одно­му из самых трагических эпизодов научной жизни страны, явившемуся следствием пагубного влияния данной теории на развитие психологии». Несмотря на эти события, слова Л. Феербаха о том, что «никакая наука не водила человека за нос и не выдавала свои измышления за действитель­ность больше, чем психология», - остались актуальными.

Небольшое недомогание гриппозного характера, с которым Ивану Петровичу почти уже удалось справиться, внезапно осложнилось. Воз­ле него безотлучно находилась жена - Серафима Васильевна. За чет­верть часа до кончины, держа его за руку, она тихо сказала: «Ваня, по­жми мне руку». 27 февраля 1936 года величайшего физиолога не стало, Иван Петрович Павлов умер. Вскрытие показало у Ивана Петровича отек коры головного мозга.

М.С. Шойфет, "Сто великих врачей"



Оставить отзыв
Оценка:
              
Текст отзыва

Ваше имя
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором
24 июня, 2019 г.

Биография