Итак, речь пойдет о ней ― об инструкции по медицинскому применению препарата, называемой еще листком-вкладышем или аннотацией-вкладышем. Об этом листочке, на который пациенты (а порой и врачи) зачастую не обращают должного внимания. Однако без нее немыслимо ни одно лекарственное средство, и порой ее отсутствие (иногда случается и такое) или недоступность заставляет нас, фармацевтов, краснея, разводить руками или в лучшем случае бежать в кабинет заведующего за справочником под названием «КОМПЕНДИУМ» и, перелистывая набегу, искать нужную информацию.
Итак, нужна ли инструкция по применению препарата пациенту и врачу? Когда появилась инструкция? Должен ли врач при назначении лечения руководствоваться исключительно ею во всем, что касается показаний, дозировки, применения и противопоказаний? И несет ли он ответственность в том случае, если не придерживается инструкции? Как подобного рода проблемы решаются в зарубежных странах и как обстоит дело в Украине ― обо всем этом мы и постараемся рассказать в этом и последующих материалах.
Точной даты появления первой отечественной инструкции по применению выяснить нам так и не удалось, но не сложно предположить, что ей не так уж и много лет и появилась она относительно недавно, с началом массового промышленного производства лекарственных средств в конце XIX — начале XX в.
Общеизвестно, что до появления готовых лекарственных средств препараты выписывались врачом и изготавливались им же, а затем уже и в аптеке по принципу ex temope, то есть по мере необходимости, по мере поступления рецепта. Другими словами, дозировка, лекарственная форма, количество входящих в препарат действующих и вспомогательных веществ, а также режим применения подбирались врачом индивидуально под каждого конкретного пациента. Вместо инструкции по применению были просто устные рекомендации, наставления врача, а несколько позже лекарства стали оформляться специальными этикетками1, содержащими достаточно примитивную информацию ― традиционное название лекарства (реже ― его состав), а также способ применения. К концу позапрошлого века оформление лекарств, изготовленных в аптеке, сформировалось и дошло до нас практически неизменным: этикетки были разделены в зависимости от способов применения («наружное», «внутреннее», «для инъекций»), содержали адрес и название аптеки, имя пациента, имя врача, номер рецепта, подробный способ применения, а также предупредительные надписи об особенностях хранения такого препарата («Беречь от детей» или «Хранить в сухом прохладном месте» и т.п.). В некоторых случаях на этикетке приводилось традиционное название препарата или перечень входящих в него ингредиентов. Лекарственные формы, содержащие наркотические и ядовитые вещества, опечатывались сургучом и оформлялись предупредительной этикеткой «Яд!» (в случаях, не предусматривающих внутреннее применение такого препарата) или же «Обращаться осторожно!» (в случае, если в лекарственную форму входили перечисленные выше, а также сильнодействующие вещества, и она предназначалась для внутреннего применения).
Разумеется, ни о каких листках-вкладышах даже в начале ХХ ст. речь не шла, не говоря уже о необходимости каких-то доказательств эффективности и безопасности, соблюдения соотношения польза/риск, фармакодинамике и фармакокинетике…
Существовавшая система регулирования оборота лекарственных средств, в том числе изучение их эффективности и безопасности, а также необходимость предоставления полной объективной информации о том или ином лекарственном средстве стала формироваться лишь в начале прошлого века. Так, например, в США до 1906 г. не было никаких законов, которые гарантировали бы качество препаратов, а также требований к выписыванию врачами лекарств. Многие лекарственные средства того времени имели в своем составе небезопасные компоненты, а рекламные материалы содержали порой нелепые обещания и широко распространялись по всей стране (www.fda.gov).
На рубеже веков стало очевидным, что необходима некоторая форма регулирования оборота лекарственных средств. И последующие главные изменения в законодательстве, касающемся лекарств, иллюстрируют, как власти стали вмешиваться в регулирование сферы контроля качества медикаментов, что было поначалу лишь простой попыткой выявить некачественные препараты и недобросовестных производителей, а со временем переросло в комплексную систему, направленную на охрану и обеспечение здоровья и безопасности населения. При помощи создания регуляторных механизмов государство попыталось установить некий баланс в сохранении общественной безопасности с желанием расширить доступ к подающим большие надежды препаратам от опасных для жизни заболеваний.
В США было несколько этапов становления законодательства в области регулирования оборачиваемости лекарственных средств. Приведем лишь те, которые имеют прямое отношение к рассматриваемому в настоящей статье вопросу:
Поскольку в течение 70 лет СССР был закрыт так называемым железным занавесом, советская система здравоохранения была полностью оторвана от опыта других стран, в том числе и в отношении регулирования вопросов контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, проведения клинических исследований и пр. И пока на фармацевтическом рынке Советского Союза присутствовали лекарственные средства собственного производства или по большей части стран — членов СЭВ, советская система действовала вполне эффективно. Однако она оказалась просто неспособной справиться с той ситуацией, в которой здравоохранение, особенно касательно регулирования оборачиваемости лекарственных средств, оказалось после распада Советского Союза.
Пройдя такой долгий путь к тому, чтобы защитить пациента от недоброкачественных, а порой и просто опасных лекарств, к концу ХХ в. все в фармацевтической сфере, казалось бы, должно было стать на свои места ― существование достаточно четкой и прозрачной системы должно было бы этому способствовать настолько, что все ― и пациенты, и фармацевты, и регуляторные органы ― должны были вздохнуть с облегчением или, как говорили в советское прошлое, «с чувством глубокого удовлетворения».
Но вот ведь незадача ― далеко не всегда, как оказывается, врачи назначают лекарственные средства по тем показаниям и в тех дозировках, которые указаны в инструкции. Такое назначение лекарственных средств не утвержденное инструкцией (off-label prescribing) касается не только показаний к применению, но также и других пунктов, официально утверждаемых при регистрации препарата, ― лекарственной формы, дозировки, способу применения и пр.
В 1997 г. FDA дало следующее определение применению, не утвержденному инструкцией: «Применение по показанию, в лекарственной форме, режиме дозирования, для популяции или по иным параметрам применения, не упомянутым в утвержденной инструкции» (www.the-scientist.com).
Назначение к применению, не утвержденному инструкцией, является достаточно частой врачебной практикой. Несмотря на то что не существует никаких точных данных о ее распространенности, по оценкам некоторых экспертов, такая практика приходится на не менее чем 60% всех выписываемых в США рецептов, включая большую долю химиотерапевтических средств и педиатрических назначений (Beck J.M., Azari E.D., 1998).
Безусловно off-label практика затрагивает множество юридических и этических вопросов. Например:
Источник