Обычная прогулка от дома до школы может уменьшить стресс, переживаемый ребенком в школе, предотвращая тем самым проблемы с сердцем, утверждают ученые.
Медики сходятся во мнении, что патологические изменения в сердечно-сосудистой системе начинаются уже в детстве, в будущем давая начало таким заболеваниям как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность и др. Один из способов поддержать сердце – физическая активность. Ученые предполагают, что положительный эффект от занятий спортом заключается в том числе в уменьшении стресса, переживаемого человеком.
Когда мы испытываем стресс, наша сердечно-сосудистая система реагирует на это увеличением пульса и артериального давления. Такие скачки неблагоприятно отражаются на состоянии сердца и сосудов. За день, проведенный в школе, ребенок множество раз переживает стрессовые ситуации. Это может быть контрольная работа, трудности в общении со сверстниками, выступления перед классом. Умеренная физическая активность в течение дня поможет школьникам пережить трудности, сохраняя сердце здоровым, уверены ученые.
В исследовании профессора Джеймс Роммих и его коллег из Университета Буффало приняли участие 20 мальчиков и 20 девочек подросткового возраста. Целью работы было сравнить эффект 20-минутной прогулки до школы и езды в транспорте. Подростки из первой группы добирались до школы «активно», то есть пешком, а из второй – «пассивно», то есть используя транспортное средство. После этого исследователи предлагали им пройти тест. Во время выполнения задания ученые измеряли пульс и артериальное давление школьников.
В итоге специалисты пришли к поразительному выводу. Частота сердечных сокращений детей, приехавших в школу на транспорте, повышалась на 11 ударов. При этом у тех, кто совершил 20-минутную прогулку до школы, пульс увеличился лишь на 3 удара. У «пассивных» школьников также в 3 раза повысилось систолическое артериальное давление. К тому же они переживали стресс в 2 раза сильнее, чем их «активные» сверстники.
Профессор Роммих подчеркивает, что пока точно не известно, сколько времени длится положительный эффект физической нагрузки. Поэтому учителя и родители должны стараться обеспечить ребенку физическую активность в течение всего дня. Например, предложить ребенку добираться до школы пешком или на велосипеде, затем поиграть во время перемен. Таким образом школьникам будет легче противостоять стрессу, что сохранит их здоровье на долгие годы.
Статья опубликована в журнале «Медицина и наука в фитнесе» (Medicine & Science in Sports & Exercise).