И вновь мы вынуждены повторить — ни многостраничный труд, ни тем более единичная статья не в состоянии вместить не только описание, но и простое перечисление всех развивающих психику и моторику малыша действий родителей и близких людей. Потому что не существует, да и не должно существовать предела фантазии любящих и заботливых родителей, желающих вырастить своего ребенка здоровым, красивым и смышленым.
Всем, кто действительно готов затратить максимум усилий для достижения этой цели, не помешает ознакомиться с замечательной книгой Билла и Марты Серзов — в ней можно обнаружить не только полезные практические советы, но и потрясающую в своей убеждающей мощи идею сверхценности неразрывной связи между родителями и малышами. Эта идеология даст принявшему ее силы и способности сделать все именно так, как нужно. Потому что книга действительно способна научить матерей и отцов интуитивно принимать единственно верные решения в непростых ситуациях, коими, как известно, родительский труд буквально изобилует...
А пока что предлагаем Вам ознакомиться с ориентировочным минимумом развивающих воздействий, который обязателен и необходим — лишенные этого малыши и их родители имеют серьезные шансы в будущем познакомиться с грустным медицинским термином «психо-сенсорная депривация». А это знакомство, поверьте, совершенно излишне. Итак, необходимый минимум для развития ребенка возраста 4 — 6 месяцев:
Непременно продолжайте разговаривать с малышом — но уже не так, как раньше, а более информативно — рассказывая ему различные простые по сюжету истории, называя и показывая части тела и различные предметы обстановки. Не беда, что ребенок 4 — 6 месяцев еще физиологически не готов к уверенному овладению так называемой сенсорной речью — все это непременно пойдет на пользу в будущем. Периодически меняйте интонации, приучая ребенка различать эмоциональную окраску речи — при этом в общении должны безраздельно царить позитивные эмоции, конечно же. Зовите ребенка по имени — чем чаще, тем лучше. Добивайтесь того, чтобы малыш «говорил» с Вами — стимулируйте у него ответные гуление и лепет.
Помимо информативности, разговоры с малышом этого возраста должны отличаться еще и, с позволения сказать, определенной... хитростью:) Под хитростью в данном случае понимается стимулирование у ребенка навыка обнаружения источника разговорной речи, расположенного вне прямой видимости малыша. Так что нужно регулярно «завязывать разговор» с ребенком, стоя не прямо перед ним, а находясь где-то в стороне. Малыши очень любят играть в прятки, так что Ваши усилия будут обязательно оценены по достоинству. Впрочем, для развития умения локализовать источник звука полезно не только разговаривать таким «хитрым» образом, но и включать музыку, греметь погремушкой, звенеть в колокольчик и т.п.
Старайтесь максимально разнообразить спектр слышимых ребенком звуков. Период с 4 до 6 месяцев — это время, когда родителям не помешает прогуляться по магазинам в поисках всевозможных детских металлофонов, бубнов, простеньких электронных синтезаторов, а также компакт-кассет, дисков и прочих носителей разнообразной музыкальной информации. Пусть в жизни ребенка появится музыка — причем, музыка разная: исполняемая родителями «вживую» (неважно, наступал ли последним медведь на ухо, или не наступал) и музыка профессионально исполненная, записанная на что-либо и проигрываемая на чем-либо. Пусть это будет как специальная «детская» музыка, так и музыка вполне «взрослая» — из последней лучше использовать то, что действительно заслуживает оценки «замечательная». Не принципиально, современна ли, сложна ли такая музыка, или нет — главное, что бы в ней ощущался позитивный эмоциональный посыл ее создателя. И малыш это непременно оценит.
Обеспечьте работой зрительный анализатор ребенка — показывайте ему всевозможные предметы, различные как по форме, так и по окраске. В кроватке малыша или в манеже должны быть подвешены яркие ленты, и, конечно же, игрушки. Привлекательный внешний вид подвешенных разноцветных ленточек, погремушек, колокольчиков и т.д. не только заставляет ребенка внимательно рассматривать эти предметы, но и способствует развитию моторных умений — захватыванию рукой, например. По освоении ребенком навыка удерживать голову, носите его в вертикальном положении — так маленькому человеку видно гораздо больше, чем в положении лежа.
Крайне важно развивать у малыша и тактильную рецепцию кожи — умение оценивать предметы наощупь. Для этого полезно периодически предлагать ребенку для изучения не только пластмассовые погремушки, но и материалы самой разной фактуры — округлые и граненые деревянные предметы, лоскутки самой разнообразной материи (от шелка и кожи до парусины и велюра)... В общем, включите свою фантазию — только не забывайте о том, что давая малышу в ручки всевозможные предметы, следует предварительно позаботиться о санитарной безопасности последних.
Развитие моторики у ребенка в возрасте 4 -6 месяцев также является делом чрезвычайно важным. Думается, нет смысла дублировать описание общих действий, развивающих эту самую моторику — с таковым можно ознакомиться в статьях «Календаря», посвященных массажу, рефлекторным и другим физическим упражнениям, рассчитанным на малышей этого возраста. Остается лишь добавить, что игровое стимулирование крупной и мелкой моторики является прекрасным дополнением вышеозначенным развивающим физиопроцедурам. Например, для совершенствования мелких и точных моторных умений кистей рук ребенка нужно непременно использовать удобные для захвата предметы — погремушки с тонкими рукоятками, кольца от детских пирамидок и др. Начиная с четырехмесячного возраста можно «провоцировать» малыша на осуществление поворотов на бок, показывая ему новую яркую игрушку сбоку, а не расположив ее прямо перед лежащим на спине ребенком. В возрасте 5 и 6 месяцев этим приемом можно добиться уже более «серьезных» поворотов — со спины на живот и с живота на спину, соответственно. В это же время нужно побуждать малыша к ползанию, подзывая его и привлекая внимания интересными ребенку предметами, помещенными впереди на некотором расстоянии.
Из «бытовых» навыков в возрасте 4 — 6 месяцев обычно развивают два: умение «правильно» есть с ложки и привычку к горшку. Впрочем, второе многими педиатрами и родителями не считается обязательным — с тех пор, как высокотехнологичные одноразовые подгузники получили широкое распространение. Тем не менее, если кому-то из наших посетителей любопытно, каким образом проводится в этом возрасте приучение к горшку, сообщаем: пока что достаточно лишь периодически держать малыша над этой самой посудиной, произнося при этом универсальные мантры «пс-с-с-с» и «а-а-а-а». Необходимым для достижения прогресса условием является правильный выбор времени «высаживания на горшок» — это действо должно производиться после сна (если малыш проснулся сухим), перед таковым или во время активного бодрствования, в моменты когда мочеиспускание или дефекация весьма вероятны. Как «уловить» такие моменты? Спросите свою родительскую интуицию — она не должна подвести:)
Что же касается умения «правильно» есть с ложки, то под последним понимается уверенное снимание с нее пищи при помощи губ — так, как это обычно делаете Вы, уважаемые взрослые. Маленький же ребенок поначалу норовит не снимать пищу губами, а ссасывать ее. Обычно в период между 4 и 6 месяцами вводится так называемый тестирующий (обучающий) прикорм — пробные кормления полугустой пищей с ложки. При этом выясняется степень физиологической моторной готовности малыша к «взрослым» изменениям в его рационе — именно поэтому периодически «тренироваться» с ложкой в этом возрасте считается оправданным. Впрочем, не всегда — так что обсудите со своим педиатром необходимость развития этого умения у Вашего малыша.
Чем больше возраст ребенка, тем сложнее давать сколь-нибудь полные рекомендации по развитию его нервно-психической сферы. Опыт родителей здесь попросту неоценим — и мы искренне надеемся, что среди посетителей Мамы.ру найдется немало тех, кто готов поделиться своим опытом с другими. Пишите нам!