06 октября, 2023 г. 13:07

Рынок БАДов в Узбекистане: тенденции и перспективы

В Узбекистане интерес к БАДам растет. Согласно исследованию Kursiv Research Uzbekistan, проведенному в 2023 году, более 70% жителей крупных узбекских городов знают о БАДах, и каждый третий из них время от времени прибегает к их использованию.

Биологически активные добавки (БАДы) - это пищевые продукты, которые, как правило, содержат концентрированные источники пищевых веществ, таких как витамины, минералы, аминокислоты, пищевые волокна, пробиотики и другие. Они не являются лекарственными средствами, но могут использоваться для восполнения недостатка питательных веществ в рационе или для улучшения общего состояния здоровья.

В Узбекистане интерес к БАДам растет. Согласно исследованию Kursiv Research Uzbekistan, проведенному в 2023 году, более 70% жителей крупных узбекских городов знают о БАДах, и каждый третий из них время от времени прибегает к их использованию.

Уровень информированности и доверия

Уровень информированности о БАДах в Узбекистане достаточно высок. 73,4% опрошенных хотя бы слышали о них, и 57,3% имеют представление о сути этих продуктов. При этом для половины тех, кто утверждает, что имеет представление о БАДах, воспринимаются как добавки к пище. Около трети респондентов (34,3%) рассматривают биоактивные добавки как витамины, в то время как всего 8,8% видят их как лекарственные средства.

Высокий уровень информированности обычно сопровождается доверием. 70% тех, кто обладает знаниями о БАДах, верят или уверены, что их употребление положительно влияет на организм человека.

Гендерные различия

Существуют различия в информированности и уровне употребления БАДов среди разных полов. Женщины проявляют большую осведомленность, где 66,3% из них знают о БАДах, по сравнению с 49,3% мужчин. Из них 55% женщин знают, что БАДы - это добавки к пище, в то время как у мужчин этот показатель составляет 12,2%. Однако общий уровень доверия к БАДам примерно одинаков у обоих полов.
Возрастные различия

Люди старшего возраста обладают более высокой информированностью, и чем ближе они к пенсии, тем выше уровень их знаний. У респондентов в возрасте от 45 до 59 лет эта цифра составляет 63,7%, а у шестидесятилетних и старше - 67%. Возрастная группа от 45 до 59 лет также чаще других определяют БАДы как пищевые добавки. Среди молодежи (18-29 лет) около половины считают, что БАДы и витамины - это одно и то же.

Доверие к БАДам

Что касается доверия к БАДам, то здесь есть некоторые различия. Главные скептики - это информированные люди в возрасте от 30 до 44 лет. Среди них самая высокая доля тех, кто не верит в чудодейственную силу добавок - 19%. Больше всего оптимистов среди молодежи, где 89,7% опрошенных в возрасте от 18 до 29 лет уверены или считают, что БАДы полезны. Однако самые убежденные сторонники БАДов - это все те же 45-59-летние, среди которых 43% определенно верят в их пользу. Эта возрастная группа также лидирует по употреблению добавок, где почти 40% опрошенных принимают БАДы, и 10% делают это регулярно. На втором месте люди пенсионного возраста, среди которых биоактивные добавки пьют хотя бы иногда 36,3%.

Витамины для богатых или лекарство для бедных?

Биоактивные добавки (БАДы) в Узбекистане пользуются все большей популярностью у жителей разных слоев населения. Существует мнение, что БАДы - это недешевое удовольствие, которое могут позволить себе только обеспеченные люди. Однако результаты опроса показывают, что это не совсем так.

Самыми информированными насчет БАДов оказались респонденты из высокодоходной группы, у которых на одного члена семьи приходится более 4 млн сумов в месяц. Однако доля принимающих БАДы с той или иной периодичностью у них вдвое выше, чем у самых бедных - 40,3% против 20,5%.

Если говорить о сумме, которую потребители готовы тратить на покупку БАДов без ущерба для других трат, картина получается не такая однозначная. Средний чек составляет 667 тыс. сумов. Однако средний чек у самой низкодоходной группы больше, чем у тех, чей доход в 8 (!) раз превышает их собственный. Он составляет 658 000 сум против 546 000 сум для группы с доходом от 2 до 4 млн сум.

Цель приема добавок

Основная цель приема БАДов - укрепление иммунитета. Этой целью руководствуются 45,6% принимающих добавки. Вторым по популярности ответом является восполнение потребности организма в витаминах и микроэлементах - 20,1%.

Среди возрастных и гендерных различий можно отметить следующее:
• Об иммунитете чаще остальных заботятся люди предпенсионного возраста - 61,9%.
• Восполнить дефицит витаминов и микроэлементов в организме чаще стремятся молодежь (26,4%) и женщины (24,8%).
• Среди пожилых больше тех, кто принимает БАДы, чтобы снять усталость и стресс (12,1%) и улучшить обмен веществ (9,1%).
• Мужчины чаще, чем женщины, прибегают к добавкам, чтобы нарастить мышечную массу, - 14,9%.

Онлайн-продажи

Еще одним интересным фактом является высокая доля онлайн-продаж БАДов в Узбекистане. Треть респондентов приобретала их в интернет-магазинах и на маркетплейсах, что выше мирового показателя в 25%.
Это может быть связано с тем, что онлайн-магазины предлагают более широкий ассортимент и более низкие цены, чем традиционные аптеки.


Перспективы развития рынка БАДов в Узбекистане

Рынок БАДов в Узбекистане имеет хорошие перспективы развития. Это связано с рядом факторов, включая:

• Рост уровня информированности населения о БАДах и их пользе для здоровья;
• Увеличение продолжительности жизни населения, что приводит к росту спроса на средства, замедляющие старение;
• Повышение уровня доходов населения, что делает БАДы более доступными для широкого круга потребителей.

Ожидается, что в ближайшие годы рынок БАДов в Узбекистане будет расти в среднем на 10-15% в год.


Оставить отзыв

Оценка:
              
Текст

Ваше имя
Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором