Еще один месяц в жизни малыша не прошел даром — ребенок гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в периоде новорожденности. В этот период дети способны на довольно продолжительное по времени зрительное сосредоточение: неподвижный (и достойный его, малыша, то есть, внимания) предмет цепко «схватывается» взглядом и не отпускается на протяжении 20, а то и 30 секунд. Для того, чтобы убедиться в этом, возьмите яркую игрушку диаметром около 5-10 сантиметров и поместите ее в поле зрения ребенка — на расстоянии полуметра. Вместо яркой игрушки можете использовать... свое лицо. Раскрашивать его акварелью необязательно — малыша в Вашем лице привлекает отнюдь не игра цветов и оттенков: он уже достаточно взрослый для того, чтобы интересоваться, что за существо столь бесцеремонно вторглось в его персональное жизненное пространство:)
Не менее внимательно ребенок второго месяца жизни следит и за движущимися объектами — сопровождает перемещение заинтересовавшего его предмета не только взглядом, но и соответствующими поворотами головы. Для оценки этого умения можно использовать ту же самую игрушку, на том же расстоянии, медленно перемещая ее вправо-влево.
«Повзрослел» и слуховой анализатор малыша: теперь он активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Возьмите погремушку (достаточно «громкую») и слегка поработайте ею в течение 10 секунд, стоя в полуметре от ребенка, но одновременно — вне поля его зрения. Услышав грохот, производимый пластиковым шедевром инженерной мысли, ребенок на некоторое время «задумается», после чего начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет.
Кроме погремушек и прочих рукотворных источников шума, малыша интересуют и человеческие голоса. Попробуйте ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя все в том же полуметре от него и во все той же недосягаемости для его прямого взгляда — и маленький человек повернет голову в Вашу сторону! Это уже достижение, и немалое — всего месяц тому назад малыш этого не умел.
Расширился и объем двигательных умений ребенка — лежа на животе он уже умеет поднимать и в течение нескольких секунд удерживать голову. Используйте это в качестве ежедневного физического упражнения — наряду с другими, оно укрепляет скелетную мускулатуру малыша и способствует развитию координации движений. А отдельные, особо подвижные индивидуумы двухмесячного возраста в этом положении умеют еще и приподнимать верхнюю часть туловища, отталкиваясь от опорной плоскости обеими руками. Самые одаренные из таких маленьких «спортсменов» поражают родителей способностью переворачиваться не только на правый или левый бок, но и со спины на живот.
Но, пожалуй, самыми впечатляющими из достижений, свойственных второму месяцу жизни, являются прогресс в развитии эмоциональной сферы малыша и первые (если не считать возмущенного плача) попытки практического использования им своего речевого аппарата. Ребенок этого возраста способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. И он уже умеет отличать живые объекты от неодушевленных предметов — если в поле зрения двухмесячного малыша попадает другой ребенок, он будет непременно удостоен продолжительного и внимательного изучения. Изучения взглядом, разумеется — сам же юный исследователь при этом остается практически неподвижным (размышления, по-видимому, в этот момент захватывают его, как говорится, целиком и полностью:)
Некоторые малыши в это время уже умеют спонтанно... смеяться. Да-да — заливисто смеяться. Трудно найти на планете живое существо, способное ответить на вопрос, чего же такого смешного обнаружилось в жизни человека двух месяцев от роду, но это и неважно — просто сам смех такого маленького ребенка великолепен и незабываем. И, пожалуй, именно этот смех можно смело отнести к числу самых ценных наград, предусмотренных природой для поощрения ударников и отличников на поприще нелегкого родительского труда:)
Что же касается «речи» двухмесячного отпрыска, то более умиляющей родительское естество можно признать, пожалуй, лишь... «речь» трех-четырех-пяти-и-более-месячного отпрыска:) На втором месяце жизни малыши периодически радуют слух мам и пап так называемым гулением — отдельными звуковыми феноменами, производимыми на свет, как правило, вне всякой связи с внешними раздражителями и всегда — довольно эмоционально. Что только добавляет интенсивности родительским восторгам. Запишите, то что Ваш малыш «сказал» в это время на пленку, или хотя бы на бумагу — все эти замечательные неподражаемые «а-а», «гу-у», «э-э-и» или даже великолепнейшее «кхе-е-е» доставят Вам в последующем немало удовольствия во время просмотра, прослушивания или просто прочтения.
Все это, разумеется, только начало. Какими будут последующие достижения малыша — в немалой степени зависит от развивающего участия родителей. Помните об этом, уважаемые мамы и папы.